Найти общий интерес в деловом мире порой бывает непросто. Каждую из сторон интересует прибыль, и распределить ее по справедливости — отдельное искусство. Тем более когда твоим «компаньоном» выступает государство — долгое время о таком сотрудничестве и разговора не было. Однако в последние годы устраивающая вроде бы всех форма была отработана.
Она так и называется — государственно-частное партнерство (ГЧП). Успешные примеры такого сотрудничества появились и в Башкирии.
Кому из сторон формат государственно-частного партнерства более выгоден и кто должен выступать инициатором подобных проектов? На этот счет существуют разные мнения. У бывшего главы Октябрьского, а ныне председателя комитета по промышленности Госсобрания республики Алексея Шмелева благодаря богатому управленческому опыту оно сформировалось четко:
— Какая главная цель ГЧП? Привлечь в экономику республики частные инвестиции наравне с бюджетными. Для решения тех вопросов, где, в принципе, финансирование должно брать на себя именно государство. Чтобы бизнесу было интересно и выгодно, мы должны создавать условия. А республика может направить таким образом средства на решение других важных социальных вопросов.
Алексей Шмелев вспоминает в качестве примера такую историю. В Октябрьском очень хотели построить бассейн. Когда объявили о программе «Бизнес-спринт», поделились своей идеей в правительстве республики, получили принципиальное «добро», пошли искать инвестора. И нашли его, он согласился вложить в начинание 120 млн рублей.
По оценкам многих специалистов, именно государство в первую очередь должно находить те слабые места, где можно использовать формат ГЧП. Поэтому все больше появляется концессионных соглашений в коммунальной сфере — именно там проблем, что называется, выше крыши.
На российском уровне «правила игры» в виде законов, по оценкам специалистов, сформированы еще не до конца, и одной из форм ГЧП считаются концессионные соглашения. Но не суть. Главное, что уже скоро будет десять лет, как принят федеральный закон, да и на региональном уровне основы уже заложены. Что постепенно приносит свои плоды.
Сейчас в Башкирии в рамках ГЧП зарегистрировано 64 концессионных соглашения на общую сумму немногим более 100 млрд рублей. Из них бюджетные инвестиции составляют 56,7 млрд рублей. Из общего числа проектов 18 — республиканского уровня, на них приходится практически 90 процентов всех вложений. Остальные — муниципальные. На местах львиная доля соглашений как раз связана со сферой ЖКХ.
— Причем каждый бизнес-партнер, который входит в формат ГЧП, во избежание рисков внимательно изучается органами исполнительной власти. После чего мы выдаем заключение, в том числе с помощью федеральных структур, — поясняет замминистра экономического развития и инвестиционной политики РБ Светлана Верещагина.
Главные республиканские проекты ГЧП у всех на слуху, о них не раз рассказывала и наша газета. Например, о Восточном выезде. У начинания оказалась непростая судьба, да и в ходе строительства по различным причинам пришлось вносить корректировки. В том числе и в республиканском правительстве сумели проявить настоящую бизнес-сметку, заметно в ходе работ снизив финансовую нагрузку на бюджет. А общая стоимость выезда составила более 40 млрд рублей, срок концессии — 25 лет.
Другой не менее знаковый проект в формате ГЧП — межвузовский студенческий кампус Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня. Уже сдан первый корпус, сейчас вовсю ведется строительство следующего. Здесь финансовая составляющая чуть скромнее — примерно 30 млрд рублей, но значение проекта не меньше. Тем более что он позволяет решить в центре города другую застаревшую проблему — использовать долгое время пустовавшие корпуса бывшего завода имени С. Кирова.
Особняком в минэкономики республики выделяют проектную инициативу совместно с компанией «Фарус-Синтез» по производству синтетических высших жирных спиртов. Новое предприятие вошло в состав ОЭЗ «Алга», будет располагаться в индустриальном парке «Уфимский». Ориентировочный объем инвестиций — 21,4 млрд рублей. Производство обеспечит 400 рабочих мест.
— Именно в создании таких промышленных предприятий — огромный резерв сотрудничества в формате государственно-частного партнерства. И создание такого производства в «Алге» — пионерское начинание не только для республики, но и для всей России. Конечно, таких совместных предприятий в сфере промышленности должно становиться в текущей экономической ситуации как можно больше, — считает зампредседателя Госсобрания РБ Илшат Тажитдинов.
Не менее впечатляющие работы могут развернуться на строительстве моста через Белую в районе Кузнецовского Затона с дальнейшим выходом дороги на трассу М-5 «Урал». На это в общей сложности потребуется более 45 млрд рублей.
— С учетом географии и ландшафта Уфы любая дорога и любой мост имеют для города критически важное значение, ведь его окружают три реки, — считает руководитель республики Радий Хабиров. — Проект «Южные ворота» — это начало большой работы. Но он не заявит о себе в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского Затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвертый мост там мы уже не построим.
На первом этапе этого масштабного проекта заканчивается, как известно, реконструкция улицы Пугачева с расширением проезжей части до шести полос.
Из 46 проектов ГЧП, а точнее сказать — муниципально-частного партнерства, лидерство жилищно-коммунальной сферы не удивительно. Сюда бизнес идет крайне неохотно, и без надежного плеча государства в ЖКХ ему неуютно. В итоге сейчас на коммуналку приходится 32 проекта. Остальные сферы выглядят скромнее — на спорт приходится семь проектов, на водное хозяйство — три, еще в нескольких отраслях заключены по одному-два контракта.
Что касается географии, то здесь ожидаемо впереди Уфа — восемь проектов. По четыре в Белебеевском и Туймазинском районах, по три — у Стерлитамака, Альшеевского, Бирского, Мишкинского, Кушнаренковского и Уфимского районов. Всего ГЧП-проекты реализуются в 25 муниципалитетах и шести городских округах. По своей стоимости на фоне топ-новостроек они выглядят скромнее, в общей сложности тянут примерно на 10 млрд рублей. Но здесь как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог. Ибо сколько бы еще пришлось людям ждать то ли частной инициативы, то ли попадания в республиканскую адресную инвестиционную программу — никто не скажет. А так — и польза, и выгода.
Кто скажет, что не нужны заключенные на региональном и муниципальном уровне и стартовавшие в прошлом году такие проекты ГЧП, как создание объектов обработки и размещения ТКО на территории Дюртюлинского, Краснокамского и Уфимского районов, создание пансионата для пожилых людей в селе Старогумерово Кушнаренковского района, строительство объектов в Белебеевском районе?
Отдельно экономисты выделяют такую форму сотрудничества, как офсетные контракты. Когда государство гарантирует приобретение товаров у вновь создаваемого бизнесом предприятия. В республике есть несколько положительных примеров и здесь. Первый контракт — и не только в регионе, но и в России, был заключен на производство новых троллейбусов. Сейчас прорабатываются аналогичные соглашения по производству детского питания для молочных кухонь, комплексов зимнего содержания дорог и другие.
Кстати, два года назад порог для заключения таких соглашений в республике снизился с миллиарда до 100 млн рублей. Так что и диалог с бизнесом станет вести намного легче. Ожидается, что дополнительные инвестиции в республике составят более 3,5 млрд рублей, что позволит создать более тысячи рабочих мест.
Перспективность государственно-частного партнерства оценили многие регионы России. И в последние два-три года стали не только наступать на пятки республике, но и обходить ее. Если в 2022 году Башкирия добавила в свой портфель ГЧП соглашений на рекордные 46 млрд рублей и сразу поднялась в российском рейтинге с 17-го на 6-е место, то предыдущий год был не таким удачным. Прибавка составила относительно скромные 14,5 млрд рублей, и республика отступила на 12-ю позицию. Здесь можно, например, вспомнить, что так и не пришли к соглашению власти и бизнес по проекту модернизации трамвайных путей в Уфе — в регионе посчитали предлагаемые условия невыгодными.
Секрет очередного рывка, по мнению специалистов, простой и сложный одновременно. Нужны крупные проекты, сравнимые с тем же Восточным выездом или студенческим кампусом. Но это настолько живой процесс, к тому же покрытый коммерческой тайной, что здесь пока особых новостей нет. Тем не менее в минэкономики региона рассказали о паре так называемых проектных инициативах концессионных соглашений. Одно из них связано с реконструкцией городской клинической больницы № 5 в Уфе, другое — с созданием и эксплуатацией на платной основе мостового перехода через Белую от улицы Революционная в Уфе до примыкания к трассе Р-240 в Уфимском районе.
В правительстве надеются, что и в муниципалитетах тоже дремать не будут. Потому что в любом случае это обернется новым качеством жизни простых людей.
Симптоматичной в этом плане стала и встреча главы региона Радия Хабирова с президентом — председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным, где как раз обсуждалась реализация проектов социальной и дорожной инфраструктуры на принципах ГЧП. Тем более что именно эта кредитная организация оказала серьезную поддержку в строительстве Восточного выезда. Такая встреча говорит о хороших перспективах дальнейшего сотрудничества. Значит, можно надеяться, что за «крупняком» дело не встанет.
По словам Светланы Верещагиной, в министерстве разрабатывается более масштабная программа по развитию ГЧП, что позволит в том числе улучшить позиции республики в рейтинге. А главное, снять многие актуальные социально-бытовые проблемы граждан.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Рустем МУРАТОВ, и. о. первого заместителя премьер-министра правительства — министра экономического развития и инвестиционной политики РБ:
— Ключевым достижением стало внедрение по поручению главы Башкирии программы защиты и поощрения инвестиций. Она позволила за пять лет в восемь раз нарастить работу по оказанию поддержки инвесторам. Республика существенно продвинулась в применении механизма государственно-частного партнерства. Количество ГЧП-проектов увеличилось вдвое и составило 64 единицы, а их инвестиционный портфель достиг суммы 103,3 млрд рублей.