Повод для встречи был вроде бы информационный: в республике подвели итоги телешоу-конкурса «Бренды Башкортостана». Однако, как оказалось, за развлекательным форматом скрывается большая системная работа республиканских и муниципальных органов власти, направленная на поддержку малого и среднего предпринимательства.
О самом конкурсе в начале пресс-конференции рассказала его автор и организатор, генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Элиана Саитова.
— В этом году на конкурс поступило 127 заявок от предпринимателей и самозанятых из 40 муниципалитетов Башкирии, — отметила спикер. — Сначала они прошли этап народного голосования, во время которого жители республики отдали за участников более девяти тысяч голосов. По его итогам мы отобрали 12 финалистов. Они участвовали в мастер-классах и в формате телешоу представляли свои проекты жюри и экспертам. Победителями стали шестеро предпринимателей в двух номинациях: «Региональные бренды» и «Креативные индустрии».
Элиана Фердинантовна добавила, что конкурс проводился уже в третий раз. При этом его концепция год от года менялась с учетом потребностей и запросов представителей малого бизнеса. Так, в 2022 году он был направлен на поддержку ремесленников, в 2023-м — производителей. В этом году объединил два направления — бренды и креативные индустрии.
Причем проводится конкурс, имея под собой серьезную основу, — национальный проект «Поддержка малого и среднего предпринимательства». А в его подготовке и проведении задействованы Национальный центр мониторинга и аналитики при поддержке министерства предпринимательства и туризма РБ, Агентство РБ по развитию МСП и центр «Мой бизнес».
Важно, что проект — это не разовая акция. Организаторы продолжают работать с предпринимателями, вышедшими на конкурс, и «за кадром», предлагая необходимые меры господдержки. Так, в первом конкурсе принимали участие физические лица, которые затем становились самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, выстраивали стратегии развития бизнеса. Например, Марина Гайнетдинова из Туймазов, занимающаяся вязанием сумочек, прошла этот путь, получила меры поддержки от государства и сегодня вышла на экспорт.
А победитель нынешнего сезона в номинации «Региональные бренды» Светлана Халфина когда-то начинала с небольшого предприятия и благодаря помощи государства сегодня руководит крупным заводом модульных конструкций в Кумертау. Ее инновационная продукция еще и имеет местного потребителя — владельцев популярных сегодня глэмпингов.
Участие в пресс-конференции приняла и победитель конкурса по направлению «Креативные индустрии» Инна Чикиндина из Стерлитамака. Она заняла первое место, презентовав творческую мастерскую «Ина Матур».
— Я занимаюсь кастомизацией готовой продукции — шапочек, футболок, сумок, которые вручную расписываю национальными узорами и орнаментами, — рассказала она. — Я бы сказала, что это такой супермикробизнес — пока работаю одна. Но благодаря конкурсу моя узнаваемость возросла в разы, заказов стало больше, и я понимаю, что пора искать себе помощников. Планирую обратиться в Центр занятости и подыскать работников из числа людей с ограниченными возможностями здоровья. И мне помощь, и им социализация и арт-терапия. Знаю, о чем говорю, потому что сама работала арт-терапевтом в Центре аутизма.
— После этого Инна Михайловна сможет войти в реестр социального предпринимательства. Это, в свою очередь, даст ей возможность участвовать в конкурсе на предоставление субсидий до 500 тысяч рублей, — внесла ремарку заместитель министра предпринимательства и туризма РБ Алиса Гибадуллина. — Это конкретный пример того, как мы проводим работу с нашими конкурсантами и в целом всеми желающими заниматься предпринимательством.
Сегодня, пояснила Алиса Фануровна, государство предлагает множество мер поддержки как начинающим, так и действующим предпринимателям. Они носят и финансовый, и нефинансовый характер, как, например, конкурс «Бренды Башкортостана». Узнать, на какие из них могут претендовать граждане республики, можно и в министерстве, и в центрах «Мой бизнес». Здесь консультируют по любым вопросам — от регистрации ИП и формы налогообложения до выхода на рынок. А ряд услуг в рамках нацпроекта — сертификация, патентование, упаковка бренда, выход на экспорт — предоставляют практически бесплатно.
На местах же информированием занимаются бизнес-шерифы. Их доступность подтверждается тем, что номер мобильного телефона «своего» бизнес-шерифа можно найти в открытом доступе на сайте министерства предпринимательства и туризма. Они еженедельно проводят «Предпринимательский час» и рекомендуют успешные проекты к выходу на «Инвестиционный час» у главы Башкирии Радия Хабирова.
В постоянном контакте с предпринимательским сообществом живет и Фонд развития и поддержки малого бизнеса РБ, чутко реагируя на запросы целевой аудитории. Так, его специалисты организовали «Бизнес-тур от А до Я», создали бесплатный маркет-плейс для самозанятых, единый календарь бизнес-событий.
— Башкирия — лидер по количеству мер поддержки предпринимателей, — подытожила Алиса Гибадуллина. — Благодаря им на сегодня в республике зарегистрировано более 138 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Это на 4,5 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. А количество самозанятых (это в основном представители креативных индустрий) выросло на 9 процентов. Главное: приходите, интересуйтесь, все вопросы с вами проработают индивидуально и помогут начать свое дело.
Кстати, повтор финала телешоу «Бренды Башкортостана» пройдет на канале БСТ 23 ноября в 17.00 (16+).
Фото автора.