Фестиваль «Башкорт аты», инициированный в 2022 году главой республики Радием Хабировым, набирает обороты. Сегодня он стартовал уже в третий раз. Год от года «Башкирская лошадь» обретает черты научно-исследовательской площадки международного масштаба. Фестиваль становится точкой роста и местом, где сверяются часы в деле развития республиканского, а теперь уже и федерального, коневодства. Усиливаются культурные, исторические, спортивные и туристские его компоненты.
Практический интерес к аборигенной породе башкирской лошади выявился сразу, на первом фестивале. На площадках мероприятия в Баймакском районе за это время побывали специалисты, работающие в самых разных отраслях экономики, но объединенные интересом к одному — теме лошади. Мы собрали наиболее важные и значимые мнения экспертов, прозвучавшие в разное время, но в итоге составившие научно-историческую основу такого феномена, как башкирская лошадь.
Радий ХАБИРОВ, глава РБ:
— Здесь, на фестивале, собираются компетентные специалисты мирового уровня в области коневодства, но главное, те, кто любит это священное животное — лошадь. Конь — часть генетического кода башкир. Лошадь — верный соратник, спутник и помощник. Именно благодаря ей наши «северные амуры» вошли в Париж, а шаймуратовцы — в Берлин. Мы хотим сохранить для будущих поколений историю башкирской лошади, народные традиции и фольклор, с ней связанные, дух и патриотизм башкирского народа.
Фестиваль, который мы проводим в Баймакском районе, — это же не только про культуру, спорт и кумыс, но и веское слово науки. А то, что развитию местных аборигенных пород лошадей следует уделять особое внимание, неоспоримо.
Насколько в истории нашего народа велика роль башкирской лошади, говорит даже факт отображения в наскальных рисунках и дикой, и одомашненной лошади, обнаруженных тут, кстати, археологами неподалеку, в пещере Шульган-Таш. Так и во всей жизни башкирская аборигенная лошадь бок о бок идет с историей башкирского народа. Башкирская лошадь в более широком смысле развивает и кумысное производство, и кумысолечение, и кузнечное дело, и шорничество, и все сопутствующие отрасли. В историческом смысле башкирская лошадь — это мостик от нас современных к предкам, к их истории, культуре и традициям.
Александр ЗАЙЦЕВ, директор Всероссийского НИИ коневодства:
— Во всех регионах и странах главная проблема — сохранение в чистоте местных пород. Заводчики стремятся улучшить породу ради своих целей — ради мяса, скачек, молока. В итоге генотип размывается, и поэтому государству следует следить за тем, чтобы местные породы могли сохранять генофонд.
Надо понимать, что не только в республике может быть башкирская порода лошадей, она по своим характеристикам уместна и в других регионах. Там, где ценят выносливую, адаптивную, выживаемую в критических климатических условиях породу. Наверное, неслучайно, что ее у вас просят конезаводчики со всей страны.
Гелюс БАЯЗИТОВ, замминистра сельского хозяйства Татарстана:
— Если у народа есть лошадь — это сильный народ.
Юрий ЗУБОВ, глава Роспатента:
— По пути формирования региональных брендов, защищающих интересы производителей, Башкирия двинулась одной из первых в стране. До этого дня у республики было шесть патентов — на башкирский мед, курай, несколько видов минеральной воды. На этом Башкирия не остановится, и на рассмотрении в Роспатенте уже есть еще несколько заявок от региона.
Будь то башкирская лошадь или, допустим, мансуровский гранит, определенные ремесла — все это будет культивировать интерес потребителя, формировать устойчивый туристический поток, не только внешний, но и внутренний.
Наталья СПАССКАЯ, ученый секретарь Научно-исследовательского зоологического музея МГУ имени М. В. Ломоносова:
— Как зоолог могу доказательно подтвердить, что башкирская лошадь существовала на этой территории испокон веков, еще во время мамонтов. Так что это исторический, культурный и зоологический феномен огромной ценности. Я бы даже предложила рассматривать комплексное исследование башкирской лошади как потенциальный нацпроект. Она уникальная, неприхотливая, адаптивная, верная, мясная и молочная.
Анастасия ГОРБАТОВА, замдиректора по научной работе ФНЦ пищевых систем имени Горбатова РАН:
— Конина — это привилегированный источник полноценного белка, аминокислот, здоровых жиров при полном отсутствии аллергенов. Вне всяких сомнений — это лидер трендов на здоровую, экологически чистую пищу. Вот с этим нам надо работать. Пока в нашем официальном ассортименте продуктов из конины 50 наименований, включая национальные блюда. А вот мясных региональных брендов только три — помимо башкирской лошади это астраханский верблюд и горно-алтайский марал.
Иван АЛФЕРОВ, научный сотрудник Якутского НИИ сельского хозяйства:
— У нас лошадей в республике больше всех в России, и из 182 тысяч голов около ста — якутская лошадь. Мы, как и здесь, в Башкирии, бросили все силы на сохранение и развитие своей породы, тут работы непочатый край. Якуты, кстати, были одними из первых, кто проявил недюжинный интерес к башкирской лошади именно в целях улучшения качеств своих эндемичных пород.
Фануз ШАГАЛИЕВ, ведущий научный сотрудник Башкирского НИИСХ УФИЦ РАН:
— Башкирская лошадь — единственное домашнее животное, прирученное человеком, которое не требует кормления и приготовления еды для зимовки. Она спокойно проживет и на тебеневке. Стойкая, выносливая. Среди лошадей других пород самая молочная. Опережает остальные породы и по плодовитости. Ее средняя продолжительность жизни до 25 лет! Это очень хороший показатель для лошади.
Юлия ЖУРАВЛЕВА, научный сотрудник ВНИИ коневодства:
— Главная забота региональных властей при стремлении сохранить и развить чистоту породы — племенной учет. В российском государственном реестре сегодня зарегистрировано 50 пород и типов лошадей, половина из которых — местные. И большая их часть находится в частных руках, где могут и не соблюдать все тонкости племенной работы, поэтому чтобы именно башкирская лошадь сохраняла чистоту крови, надо приложить очень много усилий и заинтересовать местных коневодов.
Алексей КРЫЛАСОВ, профессор РЭУ имени Плеханова:
— Мы вообще мало обращали внимание на мировой опыт в подходах к сохранению и актуализации наследия коневодства. А ведь ЮНЕСКО охотно включает конные турниры в список нематериального культурного наследия. И потом, внимание к лошадям особенно просто конвертируется в хобби-класс — это конные туры, прогулки, конный спорт и участие в мероприятиях празднично-игровой культуры. Башкирская лошадь может занять достойное место не просто в России, в Евразии, но и в мире.
Ильшат ФАЗРАХМАНОВ, вице-премьер правительства — министр сельского хозяйства РБ:
— О том, какое место в хозяйствовании, быте и культуре башкир занимает лощадь, говорит хотя бы тот факт, что на гербах 11 из 54 муниципальных районов республики присутствует изображение коня. По итогам прошедших фестивалей, видя интерес к развитию коневодства, мы собираемся внедрить программу стимулирования сельхозпереработки в малых хозяйствах, чтобы привлечь максимальное количество аграриев к расширению производств.
Амина ШАФИКОВА, министр культуры РБ:
— Самое главное для меня — что лошадь на фестивале представлена как неотъемлемое достояние культурной жизни башкирского народа. Я горжусь, что проводится конная игра «Ылак», которую именно минкультуры после десятилетий забвения возродило в 2016 году и провело в Баймакском районе. Сейчас наши команды уже на достойном уровне соревнуются с зарубежными. И еще впервые мы провели на фестивальной поляне выставку из фондов Национального музея, попытавшись представить экскурс в историю башкирской лошади, собрали архивные документы. Впервые здесь собрались профессиональные художники, были пленэр и мастер-классы.
Второе, чем я горжусь, — конкурс мастериц по изготовлению вальтрапа сергетеш. Мы сохранили это тюркское ремесленное искусство — создание подседельных накидок — в Бурзянском районе, на моей родине. Теперь оно распространилось по всей республике и за ее пределы, и, конечно, везде оно авторское, уникальное.
Руслан ГИЗАТУЛЛИН, директор НИИ по изучению лошадей башкирской породы «Башкорт аты»:
— Формирование селекционного ядра взамен утраченного — единственный путь к спасению башкирской лошади. Не случайно к созданию нашего профильного НИИ Радий Хабиров поручил привлечь большое количество экспертов и ученых.
При этом институт должен заниматься не только биологическим сохранением породы, но и изучением роли лошади в жизни башкир и в современном обществе. Селекция — очень трудная и скрупулезная творческая работа, требующая больших знаний на стыке наук. Научные сотрудники созданного института должны оценивать каждый табун по племенной и хозяйственной ценности кобыл и производителей, выявлять ценных особей, способных улучшить качество потомства, на основе их интенсивного использования создавать в породе линии и семейства. Как известно, порода строится от полувека и дольше, а исчезает меньше чем за десятилетие, если не поддерживается человеком. Наша основная цель — популяризация и сохранение лошадей башкирской породы; проведение научной, образовательной, исследовательской деятельности, в том числе лабораторных исследований; разработка и создание системы стандартизации, восстановление и поддержка национального коневодства. Уже принята программа по развитию спортивного коневодства, намечены перспективы развития конноспортивных школ, направления джигитовки.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Владимир ПУТИН, президент РФ:
— Можно сказать, что Башкирия всегда играла особую, значимую роль в жизни, в истории и в судьбе России.
С момента добровольного вхождения в состав Российской империи башкиры так же добровольно взяли на себя особую миссию — миссию защиты внешних рубежей единого Отечества, пограничной стражи. Во время Отечественной войны 1812 года Башкирия почти все мужское население с 15 лет посадила на коня, вооружила и отправила на борьбу с врагом. Не менее мужественно и героически вели себя жители республики и во время Великой Отечественной войны, это то, чем мы должны гордиться и должны поддерживать.
КСТАТИ
Башкирская лошадь была широко распространена в XVII — XVIII веках. Известны были башкирские тройки, на которых без отдыха и кормления в пути можно было за восемь часов преодолеть 120 — 140 километров.
Русский географ и краевед XVIII века Петр Рычков в своей книге «Топография Оренбургская» писал, что башкирская лошадь в России издавна считается крепкой породой. Также он отмечал такие ее качества, как иноходь, резвость и скорость. По его словам, немало башкир держали табуны по 300-400 лошадей. Башкиры как зимой, так и летом содержали табуны в степи, и что как бы ни был глубок снег, башкирская лошадь привыкла разгребать (тебенить) снег и питаться подснежною травой.