Денег много не бывает. Простая народная истина работает и на государственном уровне. Поэтому в республику постоянно зовут предпринимателей, готовых вложиться в создание новых предприятий. Чтобы в итоге стало больше товаров, рабочих мест. Конкуренция за инвесторов среди российских регионов непростая. В чем преимущества Башкирии и где регион еще не полностью использует свои резервы? Вопросов много, главное — найти на них правильные ответы.
Когда открывают новые предприятия, не так часто при этом рассказывают об изменении судеб, возросшем достатке обычных людей. Но в конечном счете именно на рядового человека завязана вся история с миллиардами вложений, процентами роста производств и прочими десятками цифр, которыми так любят оперировать чиновники и ученые.
И здесь показательна история, которую рассказала директор предприятия «Дельта» Светлана Кузьмина, открывшая недавно швейное предприятие в Бижбулякском районе. Муниципалитете, своего рода пограничном и удаленном от крупных городов.
Специфика «Дельты» — она шьет спецодежду для топливно-энергетического комплекса страны. С одной стороны, престижный, надежный заказчик. С другой — скромная прибыль в 3-5 процентов, так как цену здесь особо не поднимешь. Выручает только большой объем изготавливаемой продукции.
— Главное, что мы предприятие острой социальной направленности. Из числа наших сотрудников 95% — женщины. Из них 26 — многодетные матери, у которых от трех до шести детей. Еще 60 — одинокие женщины, из них 34 человека воспитывают несовершеннолетних детей, — раскрывает «изнанку» своего бизнеса Светлана Кузьмина.
Всего на предприятии около 180 человек. Раньше было два цеха — в уфимском Сипайлово и Мелеузе. Теперь появился еще один — в Бижбуляке.С особой теплотой предприниматель рассказывает именно о последней дислокации. Счастливая, по ее словам, встреча с представителями администрации этого района произошла в 2022 году на международной выставке «Транспорт и строительство» в Уфе.
— В районе нам сразу организовали, например, встречу с населением, куда пришло 100 человек. И мы поняли, что интерес есть, свободные рабочие руки есть. Правда, ни у кого из женщин не было опыта швей. И все-таки мы пошли на такой риск — создали в районе свой производственный комплекс, обучили людей и обеспечили их заказами.
Открытие производства, уверена Кузьмина, было бы невозможно без поддержки руководства республики. Потому что всякое новое начинание требует стартовых средств и обусловлено серьезными финансовыми нормативами. И здесь швейникам пошли навстречу все.
— Мы увидели на практике, насколько у нас в Башкирии умеют действовать очень быстро и очень правильно. А возможность сравнивать есть. Мы отгружаем продукцию в 50 регионов России, общаемся со всеми заказчиками в части инвестиционного климата. И знаю, что ситуация в нашей республике — одна из лучших по стране, — делится личным опытом Светлана Кузьмина.
В Бижбуляке уже организовали площадку так называемого малого уровня, где сейчас работают 40 человек. Оборудован спецкласс для обучения. Одна из проблем — средний возраст сотрудниц составляет 50 лет, нужна молодежь. Поэтому в девяти школах по программе профминимума уже побывали представители компании. Были встречи не только с учениками, но и с родителями: есть задумка на 2-4 часа привлекать старшеклассниц на работу на предприятии.
— Договорились в местном филиале колледжа механизации и электрификации сделать дополнительный набор группы из 25 человек на операторов швейного оборудования. И теперь к нам появился такой же интерес в соседних Ермекеевском и Миякинском районах. И здесь уже прошли встречи с жителями, есть договоренности с администрацией, — рассказала о ближайших планах Светлана Кузьмина.
И еще штрих к «портрету», финансовый: средняя зарплата швейниц в Бижбуляке даже на стадии обучения составляет около 35 тысяч рублей. Для женщин, многие годы сидевших без работы дома, — более чем весомый аргумент сесть за машинку.
Как подсчитали специалисты, за последнюю пятилетку поток инвестиций в Башкирию увеличился более чем в полтора раза. Самым урожайным оказался прошлый год, когда удалось поднять планку выше 600 млрд рублей. Поднялся регион и в общероссийском рейтинге инвестклимата — с 16-го на 4-е место.
Больше трети средств сейчас вкладывается в уже действующие предприятия, им предстоит или расширение, или серьезная модернизация. Символично, что 40 процентов всех вложений приходится на малый бизнес. А в целом сейчас в регионе реализуется более двух тысяч таких проектов, которые в совокупности тянут еще на триллион рублей. Перспектива — создание более 80 тысяч рабочих мест.
— Мы посчитали, что на рубль господдержки получаем примерно 19 рублей инвестиций. И 10 рублей в бюджет в виде налогов. Ввели в прошлом году программы защиты и поощрения инвестиций. Наш принцип работы: простота, скорость и ответственность. Убрали некоторые финансовые барьеры, сократили сроки утверждения соглашений примерно в полтора раза. Большую роль в успешной работе играют «инвестчасы» у главы республики и деятельность Корпорации развития РБ, — рассказывает замминистра экономического развития и инвестиционной политики РБ Марат Исламов.
После принятия таких мер число заключенных с бизнесменами в течение месяца соглашений выросло с единиц до десятков. В том числе и в муниципалитетах, где встал на крыло институт местных бизнес-шерифов. Свою лепту вносят и так называемые преференциальные зоны, на тех же территориях опережающего развития — а их пять, на сегодня включено 130 компаний. «И мы на 11 процентов опережаем плановый показатель», — не скрывают гордости в министерстве.
— В ближайших планах создание башкирско-белорусского индустриального парка, которым интересуются представители бизнеса других дружественных стран. Сначала сосредоточимся на сотрудничестве с белорусским аккумуляторным заводом и предприятием «МАЗ» для выпуска троллейбусов. Под данный проект предусматривается расширение ОЭЗ «Алга» в Уфимском районе, — добавляет Марат Исламов.
Однако в том же рейтинге инвестклимата регион входит в число проблемных по таким позициям, как давление на малый бизнес со стороны власти и монополий, по числу компаний, занимающихся несырьевым экспортом. Маловато в Башкирии и предприятий МСП на тысячу человек. Здесь есть куда расти, в том числе и с помощью местных бизнес-шерифов.
При всех инвестиционных успехах республика пока не входит в десятку ведущих регионов страны по объему валового регионального продукта (ВРП). У нее по этому показателю 15-е место по итогам 2022 года. Радует, что объем инвестиций несколько выше «статуса», здесь регион поднялся на три позиции выше.
— Причем на уфимскую агломерацию, в которую входит столица республики и восемь близлежащих районов, приходится 56% валового продукта региона. А если сюда добавить Стерлитамак и Салават, то доля вырастет вообще до 70%. Кстати, Уфимская агломерация занимает 10-е место в стране среди подобных образований, — говорит доктор экономических наук, депутат Госсобрания Башкирии Рустем Ахунов.
Заставляют задуматься и другие выводы ученого. Он, например, подсчитал, с учетом всех корректировок, уровень нынешнего развития Башкирии в сравнении с 1990 годом. Получилось, что за 33 года рост ВРП республики увеличивался примерно на 1,19% в год. Что, увы, привело к снижению доли региона в экономике России.
— Такой рост хороший, но недостаточный, чтобы обеспечить опережающее развитие, — считает Рустем Ахунов.
Кстати, только в 2007 году объем производства в Башкирии «перепрыгнул» советский уровень. Таковы были последствия системного кризиса, поразившего всю экономику России. Есть и структурные изменения. Сегодня почти четверть всех доходов Башкирии приходится на обрабатывающую промышленность, а вот добывающая занимает скромные 4%. Тогда как в соседнем Татарстане в пять раз больше.
— Это, на мой взгляд, основная причина того, что мы уступаем по объему ВРП соседям, там сегодня добывается нефти в 2 — 2,5 раза больше, — говорит ученый.
«Тень» СССР напоминает о себе и в другом: инвестиции в Башкирию растут. Тем не менее по итогам 2022 года их объем в сопоставимых ценах, который был в 1990 году, так и не был преодолен. Необходимость серьезных инвестиций определяется еще одним тревожным фактором — износом оборудования. Он оценивается в республике в 44%.
У экономистов есть еще один безошибочный маркер самочувствия и роста экономики, который определяется как соотношение инвестиций к ВРП. В Башкирии он сегодня составляет 21%. Хорошо, да не очень. Потому что в среднем регионы ПФО опережают республику на 1,5 пункта. «Мы достаточно глубоко упали в 2017 — 2018 годах и только сейчас начинаем восстанавливаться», — отмечают многие экономисты региона.
— Для того чтобы осуществить прорыв и войти в десятку лучших регионов по инвестиционной активности, надо в 1,5 — 2 раза увеличивать объем вложений. Значит, нам нужны мега-проекты. Посмотрите, какие проекты мы сейчас запустили и сколько они реализовывались. Тот же Восточный выезд, например. Думаю, с учетом этого стоит продумать вопрос о корректировке региональной стратегии-2030 и формировании таких мега-проектов. Учитывая, что все они «запрягаются» очень долго, — считает Рустем Ахунов.
Одна из особенностей инвестиционного процесса в республике еще в том, что здесь практически не видна роль банков. Предприятия предпочитают развиваться за счет собственных средств, очень серьезную лепту вносят региональный и федеральный бюджеты. Башстат подсчитал, что половину всей прибыли региональной экономики дают четыре предприятия: «Башнефть», «Газпром нефтехим Салават», «ОДК-УМПО» и «Башкирская содовая компания». Причем треть всего рынка занимают структуры нефтяников. Поэтому глава Башкирии Радий Хабиров постоянно в формате рабочих групп держит контакт с руководителями тех холдингов, в состав которых входят республиканские подразделения.
А что касается банковской сферы, то высокие ставки пока еще не отразились на инвестиционном процессе. Специалисты подсказывают, что подобная трансмиссия происходит с лагом примерно в полгода и, действительно, такая опасность может подстерегать регионы ближе к лету.
Эту тенденцию подтверждает и управляющий Башкирским отделением Сбербанка Азамат Салихов. Да, в сельском хозяйстве, где существуют меры господдержки, ситуация лучше. Но в отраслях, лишенных такой помощи, новые проекты сейчас практически остановились, признает финансист. Может, поэтому доля привлечения банковских средств в Башкирии почти в три раза меньше, чем в среднем по стране, и колеблется у отметки в три процента.
Другую грань во взаимоотношениях банков и бизнеса отмечает министр земельных и имущественных отношений Башкирии Наталья Полянская.
— Меня тревожат новации в законе, когда предприниматели могут в качестве залога предоставлять банкам право аренды своей земли. Ведь в случае нештатного исхода мы можем остаться и без производства, и без земли. Поэтому к таким ситуациям предстоит подходить очень серьезно и ответственно, держать их на контроле, — обозначила министр еще одно направление деятельности.
— А вообще, доля инвестиций для экономической безопасности региона должны быть минимум 25 процентов ВРП. В минувшем году мы этот рубикон перешли и даже поднялись по этому соотношению на первое место в ПФО. Теперь главное — не терять темп. Еще одна тревожная цифра связана с таким показателем, как доля инвестиций на одного занятого в экономике. Мы здесь в несколько раз уступаем среднему показателю по стране. Другая проблема — необходимо искать отрасли, где отдача от вложений будет максимально высокой. Среди них — радиоэлектроника, станкостроение и другие, свои заделы у Башкирии здесь тоже появляются, — говорит доктор экономических наук, профессор Дамир Гайнанов.
Появляются они и в других сферах. Та же Наталья Полянская дала «фотографию» своего рабочего дня, из чего ясно, как меняется имидж региона в последние годы.
— По себе чувствую, что интерес к республике растет. Нередко звонят уже в полдевятого утра из регионов с московским временем, чтоб решить вопросы о «приземлении» у нас своего бизнеса. Раньше такого интереса не было. И еще один позитивный момент. Если прежде мы много внимания уделяли «малышам», помогая им встать на ноги, то теперь Башкирией все чаще интересуется крупный бизнес, нацеленный на строительство производств, логистических центров и решение одной из самых важных на сегодня задач по переработке продукции сельского хозяйства. За последнее время, кстати, нам поступило три таких обращения, — говорит министр.
Эти и многие другие мысли и замечания были высказаны в рамках организованного Госсобранием Башкирии круглого стола, посвященного инвестиционному климату республики.
— У депутатов и специалистов есть немало предложений, как нам улучшить работу. Обязательно оформим их в виде специальных рекомендаций, дорожной карты, которую представим правительству республики, — охарактеризовал состоявшийся разговор заместитель председателя Госсобрания РБ Илшат Тажитдинов.
Факты — вещь упрямая. И увеличение за пять лет в 1,5 раза объема инвестиций, выход на четвертое место в российском рейтинге говорят сами за себя. Такой результат комплексной работы всех уровней власти республики придаст, остается надеяться, инвесторам дополнительной уверенности. Но и проблем еще предстоит решить немало. А они действительно одолеваются только командой.