Их участникам удалось выполнить главное: показать на стендах и огромных экранах достижения, которых здесь, в отличие от прежних лет, демонстрируется больше, и обсудить проблемы, возникшие в связи с последними геополитическими вызовами. Поэтому ход форума и выставки перемежался духоподъемной музыкой в процессе награждения лучших работников и пронзительной тишиной в переполненных конференц-залах, где компетентные специалисты и большие руководители делились своим мнением по решению наиболее острых вопросов.
Где и когда еще можно будет напитаться столь ценной информацией, задать свой вопрос и тут же получить на него ответ?
По сложившейся традиции в день открытия форума и выставки происходит торжественный пуск новых объектов. На этот раз их было целых три. Среди них — установка по переработке кислого газа на производственной базе «Метели» «Башнефти» в Дуванском районе. Она имеет экологическое значение — повысит степень использования попутного нефтяного газа до 96,5 процента и таким образом снизит негативную нагрузку на прекраснейшую природу края.
Второй подарок республике сделал «Газпром». В рамках программы догазификации, которую красиво назвали социальной, запустили газопровод в Гафурийском районе между селом Саитбаба и деревнями Караелга и Куканово. Как сообщил гендиректор «Межрегионгаз Уфы» Альберт Лукманов, по программам газификации и догазификации в Башкирии уже подвели «голубое топливо» к 23 населенным пунктам, в которых насчитывается 9 тыс. домовладений. В этом году планируется осчастливить еще 68 поселений. Всего число таких сел и деревень за два года превысит 180.
И опять возникает мысль: стопроцентной газификации нам никогда не достичь, и нет в том смысла. Ведь есть деревеньки всего в несколько домов, на отшибе цивилизации, где-то в горах, куда трубу прокладывать накладно. Но ведь есть еще газ в баллонах. Почему бы не использовать этот вариант? Или, например, установки по извлечению газа из кучи мусора или навоза при фермах.
Помнится, такое оборудование в начале 90-х годов вручили гости из тогда еще дружелюбных США фермеру, хозяйство которого находится под Уфой. Фермер успешно пользовался американским подарком.
Автором третьего события стала «Инжиниринговая компания» группы «Интеко» — состоялся ввод комплексного наукоемкого производства по выпуску нефте-, газового оборудования по программе импортозамещения. Директор группы Аскар Валиуллин сообщил, что площадь нового цеха 4,5 тыс. «квадратов», на которых будет создано 50 рабочих мест.
Все три объекта вступили в работу по команде прямо из выставочного зала. Глава республики Радий Хабиров трижды произнес фразу «Пуск разрешаю!».
Затем участники форума переместились в конференц-зал на пленарное заседание. Тема: приоритеты технологического развития нефтегазохимической отрасли России, новые вызовы и пути решения. Глава региона поблагодарил руководителей нефтехимического комплекса за то, что в минувшие тяжелые для отрасли два года эти предприятия в условиях беспрецедентных санкций работали устойчиво, не допустили проседания. Он обратил внимание и на самую больную проблему: заводы есть, но нет рабочих рук. Надо развивать систему профессионального образования. И выделил вторую проблему:
— Мы не задумывались о террористических атаках на наши предприятия, но факт есть факт, надо усиливать защиту.
Все выходившие к микрофону на «пленарке» сменили тональность выступления — от приветствий сразу переходили к деловой части. А она сводилась к мерам, которые необходимо срочно предпринять для реализации возможностей, упущенных в прежние годы. В основном в 90-е.
— Один из ключевых вопросов — развитие химии высоких переделов, — подчеркнул замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин. — Так, минеральными удобрениями, метанолом мы себя полностью обеспечиваем и даже 60 процентов экспортируем. В стране есть все минеральные ресурсы: нефть, газ, уголь и другие, но надо научиться получать из них продукцию высоких и средних переделов. Мы рассчитали 24 технологические схемы, но пока не по каждой нашлись инвесторы. До 2030 года должно быть реализовано до 150 проектов, создадим 33 инжиниринговых центра, в результате суммарный объем добавленной стоимости от новых производств достигнет трех триллионов рублей. Завершающийся в этом году федеральный проект развития химической отрасли войдет в национальный проект по технологическому суверенитету РФ, финансирование уже предусмотрено. Если, например, в авиастроении существуют три-четыре компании и они хорошо известны, то в химической отрасли тысячи действующих лиц. Поэтому сейчас учреждается координационный совет по импортозамещению химической продукции.
Тут, пожалуй, требуется расшифровать для читателя некоторые слова замминистра. Высокий передел — это когда из исходного сырья, добываемого из недр, мы получаем готовый продукт, скажем, синтетические ткани, ту же авторезину. Когда-то давным-давно на одном из уфимских нефтеперерабатывающих заводов были построены два комплекса полностью из импортного оборудования — «Ароматика» и высших жирных спиртов — для получения продукции средних переделов. Им не дали поработать как следует в 90-е, остановили, демонтировали. Теперь опять хотим возродить химические производства. Ведь те самые волокна и нити, о которых говорил Юрин, идут на производство композитных материалов. А они необходимы для авиационной, космической промышленности, машиностроения.
— Импорт искусственных полимеров составляет 70 процентов, собственными мощностями закрываем только треть внутреннего спроса, — сообщил директор института нефтехимического синтеза имени А. Топчиева, председатель Объединенного научного совета по химии нефти, газа, угля и биомассы РАН Антон Максимов. — В 2023 году из заграницы мы завезли этих полимеров на 25 млрд рублей. Компания «Химинвест» представила проект высокотехнологичного завода по производству полимеров в Салавате за 54 млрд рублей. Предприятие станет выпускать нитраты целлюлозы из растительного сырья, а также анилин. Они в стране пока не выпускаются, но востребованы в военных целях, в медицине, полиграфии, автомобилестроении. Объект возводится с нуля. База осталась от СССР, 50 лет в подобном направлении химическая отрасль не развивалась.
Новый завод — это несколько сот новых рабочих мест. Однако тут же возникает вопрос — а найдутся ли рабочие руки?
Выставка демонстрирует не только блеск ТЭК в виде достижений, но и нищету в смысле острой нехватки рабочих рук. По разным оценкам нефтегазовые предприятия страны нуждаются в 40 тысячах сотрудников. Года два-три назад многие серьезные мужчины мечтали попасть в нефтянку или «Газпром» — там зарплаты существенно отличались от других отраслей, даже банковской. Сейчас желающих не осталось. «Серьезных мужчин» расхватали, им стали платить еще больше. Осталось поколение «мальчиков-пижонов» в тесных костюмчиках с обнаженными лодыжками, мечтающих об офисной суете, маркетплейсах и проживающих свои годы в соцсетях. Впрочем, государство этих пижонов само и вырастило. Вот как видят эту проблему представители заводов и фирм, а также эксперты, с которыми мы поговорили на выставке.
— На наших предприятиях не хватает людей, — рассказал член экспертного совета комитета Госдумы РФ по энергетике, старший советник Союза нефтегазопромышленников РФ Сергей Чернышев. — Что делать? Выход есть всегда. Либо потратиться и максимально автоматизировать процессы, на что уйдет лет десять, либо заняться демографией — рожать больше детей. Но тут десятью годами не обойдешься. Деньги на развитие отрасли выделяются государством хорошие, надо правильно ими распоряжаться.
В Благовещенске много однотипных заводиков: на 10 кв. километров — шесть предприятий.
— У нас тут трудятся 50 человек, — рассказал начальник производства завода по производству арматуры Владимир Токарев. — Не хватает примерно 20 процентов рабочих: токарей, фрезеровщиков, маляров. Зарплата от 40 до 70 тысяч рублей. Раз в полгода индексируем ее на 10 процентов. В городе когда-то действовало ПТУ-9, сейчас его нет: объединили с колледжем по подготовке юристов, бухгалтеров. Мы ввели вахтовый метод — возим людей из соседних деревень, действует система наставничества. К сожалению, многие молодые люди ошибочно думают, что лучше быть тик-токером, чем токарем.
В родной «Башнефти» тоже ощущается дефицит слесарей-ремонтников, монтажников трубопроводов, электросварщиков, операторов АЗС, поваров-кондитеров, станочников, лаборантов.
Представители научно-производственной фирмы «КонтрАвт» из Нижнего Новгорода признаются: дефицит кадров — 20 процентов, но производство постепенно наращивают, ведь есть спрос, а люди помаленьку к ним подтягиваются.
На предприятии «Пакер» из Октябрьского тоже не хватает персонала, но настрой здесь всегда один — не киснуть.
— Мы безвозмездно помогаем оснащать различным своим оборудованием классы в 11 вузах страны: в нашей республике, в Сибири, — рассказывает замдиректора по персоналу Элина Горовая. — Выпускники, познакомившись в ходе учебы с нашим оборудованием, впоследствии ищут дорогу к нам, в Октябрьский.
Тем не менее в решении проблемы дефицита кадров первым партнером обязано выступить государство: оно должно за свои упущения отвечать перед работодателями. И перед молодыми людьми, которым в свое время дало неправильную ориентировку.