Эти госпредприятия включены в планы приватизации на 2024-2026 годы. Деятельность МТС «Зауралье» связана с выращиванием семян масличных культур, зерновых и зернобобовых культур. «Башплемсервис» обеспечивает животноводческие хозяйства высококачественной племенной продукцией. «Башзооветснаб» — одно из старейших в республике агропредприятий по торговле препаратами для сельскохозяйственных животных и ветеринарных служб.
— На сегодня продажа трех включенных в прогнозный план приватизации хозяйственных обществ планируется в рамках согласованной работы с министерством сельского хозяйства РБ в целях пополнения бюджета республики, привлечения инвестиций в сельскохозяйственные компании региона и повышения их рентабельности и конкурентоспособности в будущем, — сообщили в министерстве земельных и имущественных отношений.
Доктор экономических наук Азат Янгиров, оценивая планы по продаже госпакета акций ООО МТС «Зауралье», ООО «Башплемсервис» и АО «Башзооветснаб», заявил, что главным мотивом в данном случае является возможность привлечения инвестиций.
— Это решение было принято не на пустом месте, а тщательно согласовано с министерством сельского хозяйства республики. Оно располагает полной информацией о перспективах развития каждого своего предприятия. На мой взгляд, здесь были произведены соответствующие прогнозы, оценки и следует ожидать более динамичного развития этих предприятий после приватизации путем привлечения частных инвестиций, — считает Янгиров.
Эксперт отмечает, что процесс продажи госсобственности —естественный для рыночной экономики, и Башкортостан — не единственный регион, который стремится к повышению своей экономической эффективности.
Также в прогнозный план приватизации до 2026 года включены еще девять предприятий, но в настоящее время об их продаже речи не идет по разным причинам.
Так, в проработке находится вопрос о целесообразности реализации на торгах госпакетов АО «Милек» (34%) и АО «Иглинский весовой завод» (100%). Ранее предприятия выставлялись на торги, но они не состоялись.
«Башкирские электрические сети», агропромышленный комплекс «Алексеевский» и Центр метрологических исследований «Урал-Гео» были включены в прогнозный план на предыдущий плановый период. На тот момент имелись потенциальные инвесторы. Однако, как сообщили «Республике Башкортостан» в министерстве, с учетом изменения обстоятельств и планов по развитию предприятий продажа государственных пакетов акций и долей в уставных капиталах не планируются.
Замыкающие «девятку» АО «Башкоммунводоканал», АО «Башкоммунприбор», ООО «ПИ Башжилкоммунпроект» и АО «Башкоммунэнерго» и вовсе не выставлялись на продажу из-за отрицательной позиции по данному вопросу министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ.
— Приватизация — это история общефедеральная. Этот процесс идет достаточно продолжительное время, и здесь следует отметить два важных момента. Во-первых, в силу федерального закона все унитарные предприятия к 1 января 2025 года должны поменять организационно-правовую форму собственности. По этой причине республиканское профильное министерство активизировало эти процессы, в результате которых ГУПы преобразуются в ООО и АО. Но активизировать эти процессы — одно, и совсем другое — довести их до логического завершения, то есть до перехода частному инвестору. Это второй и самый существенный аспект, — комментирует газете «Республика Башкортостан» доктор экономических наук, депутат Госсобрания — Курултая РБ Рустем Ахунов.
Эксперт отмечает здесь немаловажную проблему. Некоторые предприятия могут длительное время находиться в состоянии приватизации, переходя из одного годового плана в другой.
— Буквально на последнем заседании «бюджетного» комитета, на котором депутаты Госсобрания — Курултая Башкортостана заслушивали доклад о плане приватизации государственных республиканских предприятий, я поинтересовался у министра земельных и имущественных отношений Натальи Полянской, почему ежегодно не выполняется план приватизации. Напомню, что одна из целей приватизации — получение бюджетного эффекта: вырученные от продажи госпредприятий доходы направляются на значимые статьи расходов. Другой ожидаемый результат приватизации: по законам экономики, оказавшееся в частных руках предприятие, и это подтверждает большинство экономических исследований, функционирует более эффективно, чем находящееся в государственной собственности. Однако в республике от приватизации мы получаем мало средств, — отметил Ахунов. — Министр же считает, и ее позиция имеет свою логику, что необходимо сначала подготовить предприятие, сделать его более привлекательным для потенциального покупателя, и только потом продавать, хоть это и приводит к затягиванию процесса.
Есть одно важное исключение для приватизации — это стратегические госпредприятия, когда речь идет о сохранении их значимости и о вопросах безопасности страны и региона. По мнению экономиста, приватизация должна продолжиться и активизироваться, но она не должна быть бездумной, и здесь он согласен с министром.
— Вопрос только в том, какие предприятия останутся в республиканской собственности. Министр, например, считает, что не стоит приватизировать, к примеру, «Башавтотранс», так как он выполняет социальную функцию по выполнению пассажирских перевозок, особенно межмуниципальных. Моя позиция иная. Я считаю, что нужно передавать частным собственникам даже такие предприятия, поскольку справедливая конкурентная среда, защищаемая законом, позволит сделать перевозки качественными и эффективными. Отдельная проблема — предприятия, лежащие, что называется, на боку, приватизации они поддаются трудно. В некоторых случаях ценность от их покупки меньше, чем создание аналогичного предприятия с нуля. Построить предприятие, имущественный производственный комплекс, учитывая современные технологии и потребности производственного процесса, может быть дешевле, чем модернизировать аналогичное, но с устаревшей материально-технической базой. Также непривлекательны ГУПы с большим количеством долгов, что делает нецелесообразным их приобретение даже за минимальную стоимость.
В республике до конца года будут ликвидированы 18 ГУПов и 128 МУПов, которые тоже требуют изменения организационно-правовой формы.
— Они будут преобразовываться или в акционерные общества, или в ООО со стопроцентным участием государства для последующего перехода в частные руки. Этот процесс проходит и в силу закона, и в силу логики, — резюмирует Рустем Ахунов.
Фото с сайта главы РБ.