Завершившаяся в Уфе IV Центральноазиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» прошла без налета сенсационности или уникальности. Но тем и ценна. Здесь собрались скорее представители «мягкой силы», в сложное время еще раз подтвердившие, что дружба с Россией — залог стабильности всего огромного региона. А Башкирия может стать тем передаточным звеном, через которое народы многих стран способны прийти к взаимовыгодному сотрудничеству.
Формально к странам Центральной Азии относят бывшие союзные республики, а ныне самостоятельные государства — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан. Им непросто. В нынешнее сложное время на них давят со всех сторон, стараясь осложнить отношения с Россией. Недавняя история с картой «Мир» — лишнее тому подтверждение. Но это одна сторона вопроса. Ибо во всех государствах прекрасно понимают, что без заступничества России такое давление станет еще сильнее. Поэтому в Уфу сверить часы и обменяться мнениями приехали представители всей азиатской пятерки. Более того — в столицу Башкирии прибыли делегации Китая и Индии, которые тоже заинтересованы не просто в стабильности этого региона, но и в добрых и честных взаимоотношениях.
Заседания центральноазиатской конференции в Уфе были четвертыми по счету. Такие встречи — ежегодные, прежде «валдаевцев» принимали Казань, Нижний Новгород и Томск. Башкирская земля оказалась самой близкой для соседей в части географии. Да и самой, наверное, актуальной. Название конференции «Россия и Центральная Азия: развитие и безопасность в меняющихся мировых реалиях» говорит само за себя. Эти вопросы обсуждались и ранее, но сегодня повестка стала острее и приземленнее как никогда.
Другое преимущество Башкирии определил глава региона Радий Хабиров:
— Так исторически сложилось, что мы расположены на стыке двух цивилизаций — европейской и азиатской. Поэтому сегодняшнее заседание Валдайского клуба проходит в самом центре Евразии. Башкирия на протяжении столетий является территорией важных цивилизационных процессов. Здесь, в частности, проходили торговые пути из Волжской Булгарии в Центральную Азию.
И напомнил, что в республике сохранились уникальные исторические памятники — золотоордынские каменные мавзолеи Тура-хана и Хусейн-бека XIV — XV веков. Кстати, 6 июля здесь откроется визит-центр Евразийского музея кочевых цивилизаций — большого историко-культурного центра, который создается в Чишминском районе. Особое внимание в нем будет уделено анализу развития отношений народов Европы и Центральной Азии.
Об истории немало говорили и представители других государств. Оно и понятно, ведь большинство участников организованной «Валдаем» конференции — не крупные чиновники и бизнесмены, а представители так называемой мягкой силы — ученые, политологи, эксперты. К которым, тем не менее, всегда прислушиваются. Тем ценнее было найти в Уфе общие точки подхода.
— Важная проблема сейчас — уберечь что есть и использовать новые открывающиеся возможности. Важно сохранять преемственность и продолжать сложившиеся традиции. Важнейшим условием для развития региона является политическое сотрудничество. У нас великолепные отношения со всеми центральноазиатскими государствами, и они продолжают развиваться. Политический климат создает основу для развития экономических отношений, — отметил, например, Муратбек Азымбакиев, заведующий отделом внешней политики администрации президента Кыргызской Республики.
Председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий во вступительном слове тоже подчеркнул, что Башкирия не случайно выбрана площадкой для проведения мероприятия. Регион имеет тесные экономические и культурные связи с Центральной Азией.
Что касается экономики, то о ней говорили многие участники конференции. Ее роль велика, в том числе и для республики.
— Доля товарооборота Башкирии с центральноазиатскими странами составляет порядка 21 процента, а к концу 2024 года может достичь 25 процентов. Мы очень признательны руководителям дружественных государств за совместную работу и развитие международных отношений, — отметил Радий Хабиров.
Кстати, глава республики напомнил, что в этом году Башкирия примет XX Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, и пригласил экспертов Валдайского клуба принять участие в его деловой программе.
Но были вещи, о которых опытные эксперты говорили только за закрытыми дверями. Слишком чувствительны эти темы, не требующие публичных сенсаций. В частности, речь шла об экстремизме и подрыве стабильности региона.
О характере этих бесед можно догадаться из комментария, который дал при открытии форума заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин:
— Стратегический расчет наших недругов очевиден: посеять рознь между Россией и центральноазиатскими республиками, внести разлад в их отношения. Видимо, за океаном и в Брюсселе наивно полагают, что страны Центральной Азии не будут сопротивляться подобной западной экспансии. Мы же убеждены в том, что в центральноазиатских столицах осознают все риски и потенциальный ущерб от чрезмерного сближения с Западом, следования его посулам, присоединения к антироссийским рестрикциям.
Еще одна кулуарная тема была связана с торговлей и миграцией. Здесь тоже шел поиск взаимовыгодных решений. Что касается торговли, понятно, что будущие договоренности боятся «сглаза» и вмешательства разного рода «доброжелателей», поэтому даже предварительные решения пока рано выносить на широкую аудиторию.
А вот в части миграции как раз никакого секрета нет. Во всяком случае, для России. Ибо отношение к складывающейся ситуации у жителей нашей страны, мягко выражаясь, неоднозначное. Но и рубить сплеча тоже никто не хочет. Здесь, как считают многие эксперты, нужен мягкий и одновременно конструктивный диалог.
Страны Центральной Азии тоже можно понять — там просто нет точек приложения сил для десятков тысяч людей, которым нужно кормить себя и свои семьи. Конкретные цифры предоставил редакции «РБ» депутат Госсобрания РБ, доктор экономических наук Рустем Ахунов. Он привел статданные, согласно которым официальная безработица в том же Таджикистане подбирается сейчас к уровню в восемь процентов, у остальных стран пятерки чуть меньше. В то время как в Башкирии всего 2,3 процента и полно объявлений «Требуются…» А добираться в республику не так уж и далеко. Как, впрочем, и во многие другие российские регионы, испытывающие не меньший дефицит кадров. Какие решения будут здесь приняты — дело руководителей стран, в Уфе же шел поиск таких форматов, которые максимально учитывали бы интересы всех сторон.
Наверное, одно из главных отличий Башкирии от южных государств — наличие относительно богатых водных ресурсов. Тема для Центральной Азии болезненная. Об этой проблеме шла речь на другой специальной площадке. Ведь здесь тот случай, когда чем шире круг общения, тем лучше.
Вот как обрисовал типичную ситуацию в регионе эксперт фонда «Наследие Евразии» Юрий Черногаев из Узбекистана:
— Узбекские участники, в частности, предложили обсудить проблему канала Кош-Тепа, в который талибы собираются направить до 20 процентов вод Амударьи. Это категорически осложнит водообеспечение Узбекистана и Туркмении.
Поскольку дефицит воды вынудит Узбекистан забирать дополнительную воду из Сырдарьи, в свою очередь это ставит под угрозу пока успешную программу Казахстана по возрождению Северного Арала. ТЭО и другие документы по Кош-Тепе делали в Нидерландах, и голландцы никак не учли интересы всех стран региона. Исправлять допущенные ошибки — у талибов на это нет ни желания, ни денег. Впрочем, и эксперты «Валдая» к общему мнению не пришли…
В Башкирии таких проблем нет. И здесь Уфа выступила скорее в роли гостеприимного хозяина, дав всем участникам возможность высказаться. Хотя и для республики своя польза от такого разговора есть: он настраивает на еще более рачительное отношение к природным богатствам. И здесь как раз тот случай, когда можно и поучиться на чужих ошибках.
Практически по всем позициям Башкирия сейчас налаживает взаимодействие со своими южными соседями. А еще, как отметил Радий Хабиров, «мы очень близки и по целому ряду других показателей — гуманитарных, социальных, культурных, религиозных». И по итогам уфимских встреч «Валдая» можно предположить, что с такими преимуществами все возникающие сложности обязательно будут преодолены, Башкирия, как и вся Россия, продолжит диалог с государствами Средней Азии. И в формате интеллектуального общения, и в части конкретных бизнес-соглашений. По сути, у добрых соседей все это и должно идти бок о бок.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Президент России Владимир ПУТИН о взаимодействии со странами Центральной Азии:
— Что касается приоритетов нашего взаимодействия в «шестерке», то в настоящее время к ним относятся наращивание политического диалога, сотрудничество в области безопасности, экономики и торговли, сельского хозяйства и поставок продовольствия, транспорта, энергетики, экологии, здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия, гуманитарных связей, миграции, информационных технологий и массовых коммуникаций.