Несмотря на вводимые то и дело против России внешние ограничения в торговых операциях, отечественные импортеры и экспортеры адаптировались к недружественным международным финансовым условиям. Более того, открываются новые возможности, существенно упрочняющие стремление российской промышленности к технологическому суверенитету, прогнозировали участники сессии «Новые пути для бизнеса в условиях санкций. Решения для экспорта-импорта в промышленности» на Международной неделе бизнеса в Уфе.
Организовали сессию министерство внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности республики, Московская ассоциация предпринимателей и Ассоциация экспортеров и импортеров. Конечно, санкции особенно осложнили жизнь бизнесу в момент выхода стран из изоляции после пандемии, но российские импортеры и экспортеры сегодня не просто приспособились к рискам, но и нашли новые финансовые и логистические инструменты, порой опережая зарубежных коллег. Причем самую большую поддержку участникам рынка оказало правительство страны.
— Снижение административной нагрузки на бизнес в первую очередь констатировала Федеральная таможенная служба. Если бы вы только могли оценить, как продвинулось ведомство в цифровом отношении, вы бы приятно удивились.
Государство вслед за поддержкой экспортеров обратило внимание и на импортеров. Вы знаете, например, что экспортерам сегодня позволено вывозить наличные деньги для оплаты контрактов партнерам за рубеж? А сколько срывалось поставок из-за того, что нельзя стопроцентно поручиться, пройдут ли платежи по банковским каналам, — рассказала член экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, основатель компании «Камертон+» Ирина Заседатель.
О том, что еще одной стимулирующей мерой для экспортеров и импортеров стала необязательность предъявления сертификата на ввозимый товар, предупредил руководитель комитета по сертификации в АЭИ, эксперт в области сертификации продукции и разрешительной документации, генеральный директор группы компаний «ТК компани» Игорь Ткачук.
— Статистика говорит громче жалобных слов: только в 2022 году в Россию импортировали 2,4 миллиона тонн продукции на 20 миллиардов долларов, экспортировали же на 591 миллиард долларов. Значит, нашли и продавцов, и покупателей, и пути поставок. Плюс правительство разрешило упрощенную сертификацию на электронику, станки, упаковку и автозапчасти. Это тоже облегчило жизнь импортерам, — подчеркнул Игорь Ткачук.
— Международные санкции, которые на самом деле не добавили оптимизма желающему торговать с Россией бизнесу, аполитичному по своей сути, в итоге лишь удлинили цепочку экспорта-импорта, добавив новых посредников или страхующих институтов в условно дружественных и даже недружественных странах. Ну и, конечно, на пользу мировым производителям это не пошло, потому что мы видим переориентацию тех, кто раньше импортировал продукцию, на внутрироссийские источники. Фактически «страны-санкции» обокрали самих себя, а мы нашли способы, как раньше, свободно продавать товары в Россию, используя через третьи страны инструменты финансовых расчетов, — рассказал официальный советник при Нидерландской ассоциации экспортеров, отвечающий за Россию, основатель ООО «Херинкс Трейд Солюшенс» Вайнанд Херинкс.
Экспортеры, беспокоящиеся о сохранении валютной выручки, освоили за это время инструменты хеджирования, или защиты от рисков.
— Один из моих клиентов сказал, что в 2023 году Россия собрала покерный «фулхаус»: все финансовые, ограничительные, курсовые риски. И что ее позиция открытости позволяет оперировать всеми рыночными и протекционистскими инструментами. Можно, конечно, обреченно вздохнув, сказать, что мы «на дне», и покорно начать на этом дне обживаться. Так вот, кажется, именно это делать наши экспортеры-импортеры не собираются, — заявил исполнительный директор по инструментам хеджирования компании GrottBjorn Георгий Красильников.
Фото предоставлено Фондом развития и поддержки предпринимательства РБ.