Основатель предприятия «Бижбулякские продукты» Айваз Мигранов пытается что-то припомнить, когда мы спрашиваем его: знает ли он, что в республике существует концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2026 года. Нет, ничего не вспомнил — не знает.
А занялся производством полуфабрикатов в селе Михайловка Бижбулякского района только из-за собственного характера, не позволяющего долго оставаться без дела.
Впрочем, не обошлось и без деятельной поддержки со стороны районной администрации, не только помогавшей финансово, но и решившей вопрос со зданием для цеха.
Концепция утверждена в республике в апреле 2021 года. Ее цель — создать условия для развития пищевой и перерабатывающей промышленности на основе естественных конкурентных преимуществ региона. А они, наши преимущества, признаны многими — наличие собственного экологичного сельскохозяйственного сырья и трудовых ресурсов.
В то же время, производя огромные объемы зерна, занимая второе место по надоям в Приволжском округе, Башкирия до недавнего времени никак не могла войти даже в топ-5 регионов ПФО по переработке сельскохозяйственного сырья. Что вынудило некоторое время назад вице-премьера — министра сельского хозяйства Ильшата Фазрахманова признать, что в республике производится в основном сырье.
— Мы можем увеличить производство зерна, мяса, молока, но куда это все девать? Большая часть выращенного продается сырьем, — сказал он, объясняя необходимость принятия в республике специальной программы развития пищевой отрасли. — По переработке мы занимаем позорные места, где-то в нижней части списка регионов.
Поэтому главой республики и ставилась задача разработать программу развития пищевой, перерабатывающей отрасли. В случае ее успешной реализации большая доля добавленной стоимости продукта, которая сейчас уходит за пределы Башкирии, будет оставаться у нас, работать на нашу экономику. Переработка сельхозпродукции, пищевая промышленность — это такой новый этап, новый драйвер развития нашего АПК.
Когда произносились эти слова, объем пищевой промышленности в Башкирии едва превышал 80 млрд рублей. По итогам прошлого года, как пояснили «РБ» в региональном минсельхозе, он вырос до 150 млрд — 114 процентов к предыдущему году. И вот уже республика вошла в пятерку лучших в Приволжском округе. Но глава Башкортостана Радий Хабиров ставит новую цель — первая тройка. И переработчики должны до конца 2026 года выйти на уровень 200 млрд рублей в год.
Республика полностью насытила внутренние потребности по молоку и молочной продукции, говядине, свинине, яйцу, сахару, растительному маслу, а также картофелю и свежим огурцам. Значительно превышает внутренний спрос выпуск сахара (в 6,7 раза) и растительного масла (в 6 раз). Также полностью покрывает потребности республиканского рынка производство картофеля (155 процентов), свинины (130 процентов), молока (121 процент), говядины (107 процентов).
— Остается потребность в мясе птицы, муке и мучных изделиях, сырах, овощах и крупах, — рассказал Ильшат Фазрахманов. — Это точки роста для развития, прежде всего, малого бизнеса в сельском хозяйстве.
Таким образом, программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности позволила значительно увеличить объемы переработки сырья, а экспорт продукции АПК за первое полугодие довести до 150 млн долларов. Рост внешнеторговых операций с аграрной продукцией особенно впечатляет, если вспомнить, что всего лишь шесть лет назад ее продавали за границу на 37 млн долларов. В годовом выражении этот объем увеличился практически в шесть раз.
В правительстве республики объясняют взрывной рост пищевой отрасли действующими мерами господдержки. К примеру, в прошлом году хлебопекам довели 64 млн рублей федеральных средств на возмещение части затрат, 71 млн рублей направлено для стимулирования переработки молока, еще порядка 74 млн рублей — на развитие переработки в кооперативах.
Кроме этого, 50 млн рублей было направлено переработчикам в рамках новой господдержки — субсидирования 40 процентов затрат на новое оборудование и технику. В итоге более 40 предприятий уже модернизировали производство — приобрели порядка ста единиц техники. В 2023 году на это направление из бюджета республики выделят 100 миллионов рублей.
В текущем году регион планирует увеличить производство пищевых продуктов до 160 миллиардов рублей и расширить линейку местных продовольственных товаров в розничных магазинах. На решение этих задач направлено 36 отраслевых инвестпроектов.
Хороший пример развития переработки — маслоэкстракционные заводы. Практически весь выращенный аграриями республики урожай масличных культур перерабатывается внутри региона, а затем поступает на полки магазинов, отгружается на экспорт. Львиная доля экспортированной за прошедший год продукции села Башкирии — переработанное на этих заводах. При этом на экспорт идут даже, казалось бы, отходы производства — шрот и жмых.
Между тем глава республики Радий Хабиров считает, что, несмотря на то, что большие проекты смогут дать неплохой рост показателей, не менее важно поощрять развитие малого и среднего бизнеса, занятого переработкой.
Айваз Мигранов — уфимец, а производством полуфабрикатов занялся в Бижбулякском районе в пандемийную пору, когда, если помните, всех закрыли по домам да на удаленку перевели.
— У меня страсть, наверное, к предпринимательству, — признается нам Айваз. — Всегда хотел работать на себя, производить или оказывать услуги — все равно. Кем только я не был: занимался кальянами, полиграфией… Моя супруга Ольга тоже еще та экстремалка — мы заложили в ломбарде обручальные кольца, чтобы приобрести кое-какое оборудование. Потом с прибыли их выкупили — вот оно, — показывает он палец с кольцом. — Лишь однажды поддался на уговоры родителей «заняться чем-нибудь серьезным, с трудовой книжкой» — работал в органах внутренних дел. Но опять вернулся к предпринимательству — в Уфе две точки по продаже шаурмы открыл.
Неплохо дело шло, но тут пандемию объявили, всех рассадили по квартирам, трафик стал уменьшаться. Я торговые киоски продал и уехал в Бижбулякский район к родителям жены, детей на свежем воздухе выгуливать.
По словам Айваза, на созерцание природы его хватило недели на три. Во время одной из прогулок по селу Михайловка он обнаружил пустующее здание с вывеской «Пекарня». Пошел в местный сельсовет, где выяснил, что ближайшие производители хлеба находятся в десятках километров от них. В голове предпринимателя включился калькулятор, который уже начал выводить нормы прибыли, издержки и другие составные будущего бизнес-плана. Короче, стал зарождаться новый инвестпроект.
— Узнал, кто хозяин пустующего здания, встретился с ним, — вспоминает Мигранов. — Он установил цену, пришлось продать свою машину. Пришел с деньгами к нему, а тот решил, что продешевил, и поднял цену более чем на треть. Ну, думаю, если так дальше пойдет, то дело вряд ли выгорит. Тогда решил обратиться за помощью в районную администрацию.
Потенциальный пекарь нашел телефон бизнес-шерифа, зам-главы администрации Бижбулякского района Айрата Муратшина, позвонил ему, объяснил суть вопроса.
Каково было его удивление, когда уже на следующее утро он увидел бизнес-шерифа на пороге дома, где жил.
— Изумление — вот будет правильное определение моего чувства, — вспоминает Айваз. — Я же не первый день предпринимательством занимаюсь, и до того подобного подхода не встречал. А тут с ходу начали подбирать подходящие помещения, помогать с разрешительными документами, оформлением сертификации. Словом, будто за руку вели.
Айрат Муратшин тоже вспоминает, что пришлось с этим проектом усердно поработать, потому что пустующее здание поликлиники необходимо было перевести из одной категории использования в другую — словом, побегать по кабинетам. Кроме того, Мигранову после участия в «инвестчасе» выделили из районного бюджета и финансовую поддержку на старт проекта. Потом еще и субсидировали покупку оборудования.
Только вот с пекарней пока дело не вышло — слишком много нужно документов собрать, чтобы к сетям с нужным напряжением подключиться. Тогда предприниматель решил заняться переработкой мясной продукции, производством как полуфабрикатов, так и уже готовых продуктов. Сейчас «Бижбулякские продукты» отправляют в соседние города и районы четыре вида пельменей, три вида мантов, различные купаты и колбаски, вареники. Предприятие получило право на маркировку «Продукт Башкортостана».
— Есть у нас и вяленые мясные чипсы, — говорит Айваз Мигранов. — Их хорошо берут в кафе для закусок. «Карманный» вариант упаковки мы сделали специально для наших бойцов в зоне СВО. Они ведь не всегда могут отлучиться в столовую из окопов. А так можно в кармане хранить: вытащил и съел. Продукт долго не портится, хорошо хранится. Уже несколько партий мы отправили вместе с районными гумконвоями.
Заняв свою нишу на рынке мясных продуктов, Айваз не расстался и с идеей хлебопечения: оборудование для этого стоит еще не распакованное. «Но булочки и хлеба будут, не сомневаюсь», — говорит он.
Развивать производство на малом предприятии поначалу помогал технолог крупного перерабатывающего комбината. Есть еще один, приезжающий сюда раз в две недели.
— Чем больше глаз за производством, тем качественнее продукт, — уверен Мигранов. — К нужному вкусу пришли методом проб и ошибок. Теперь и разные национальные предпочтения во вкусах можем удовлетворить. Приходится все пробовать, чтобы только высокого качества продукты потребителям отправлять — я уже лишний вес набрал из-за того. Но бизнес требует жертв.
Предприятие разработало собственный логотип, уже узнаваемый в окрестностях. Но в планах предпринимателей общими усилиями масштабировать проект. Миграновы собираются открыть магазин, в котором будут представлены все бижбулякские продукты.
— В районе много переработчиков, которые производят очень вкусные фермерские продукты: не только пельмени или колбаски, но и сыр, напитки, рыбную продукцию, — говорит Айваз Мигранов. — Нужно, чтобы этот вкус узнало как можно больше людей и на других территориях.
Семейное предприятие активно пользуется возможностями маркетинга в социальных сетях, расширяет географию поставок. Правда, одному бизнесмену удлинять логистическое плечо накладно. Бизнес-шериф Айрат Муратшин вынашивает идею скооперировать всех местных переработчиков, чтобы сообща возить бижбулякские продукты по всей республике. А там, глядишь, можно выйти и за ее пределы.
Местные переработчики применяют в производстве продукты, выращенные здесь же или в соседних районах. Это дает шанс развивать не только крупные или средние, но и личные хозяйства, создавать дополнительные рабочие места. На наш взгляд, это едва ли не одно из основных положительных направлений запущенной программы развития пищевой отрасли.
Прямая речь
Артур ЗАРИПОВ, глава Бижбулякского района:
— Наш район в целом сельскохозяйственный, и в этой сфере появляется все больше инициативных людей. Мы стараемся им помочь — стартапами из районного бюджета, ведем их по республиканским программам поддержки.
Но мало вырастить, собрать, надоить…
Важно получить еще и добавленную стоимость, создать за счет переработки аграрной продукции рабочие места. Постепенно эта задача решается, появляются новые производства переработки.
Вот и «Бижбулякские продукты» вышли на хорошие объемы, есть у них планы дальнейшего развития.
А все началось с того, что в пандемию из Уфы приехала семья. Осмотрелись, увидели перспективы, и дела пошли. Понятно, им их характер помог, сказалась изначально предпринимательская жилка, но и мы постарались помочь быстрее развернуться.
И таких людей мы стараемся поддержать, масштабировать наработанный опыт.