1 сентября 1934 года группа башкирских девочек и мальчиков начала постигать азы высокого искусства балета в знаменитом на весь мир Ленинградском хореографическом техникуме.
О том, как они там оказались, с чем столкнулись и к чему пришли, написал известный журналист, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РБ Дмитрий Ефремов. Его документальную книгу «Ленинград, улица Зодчего Росси, 2: колыбель башкирского балета» только что выпустило государственное книжное издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой.
«...90 лет отделяет нас от тех бурных лет. Даже не верится, что тогда еще не было известного сегодня не только в России, но и в мире Башкирского театра оперы и балета, зрители не встречали аплодисментами любимых исполнителей знаменитых балетных постановок. Не существовало легендарной «Журавлиной песни»! Все это будет в будущем. Фундамент же был заложен именно тогда, осенью далекого 1934 года.
Хотя все началось немного раньше. Молодой и амбициозный Файзрахман (а в душе уже знаменитый Файзи!) Гаскаров, преподаватель Уфимского музыкального техникума, в начале лета 1933 года пришел на прием к председателю ЦИК БАССР Авзалу Тагирову и поделился своей мечтой. О чем мог фантазировать 22-летний башкирский парень, только год назад окончивший хореографический техникум при Большом театре СССР? Оказалось, он хотел создать в Уфе ни много ни мало, а классический балет!
Но тогдашние чиновники, бывшие горячие революционеры, и сами горели жаждой все преобразовать, сделать жизнь лучше. К тому же Тагиров тоже был творческим человеком, писателем. Поэтому он горячо поддержал инициативу Гаскарова. Да этого требовало и время, ведь никто не отменял ленинский лозунг о том, что искусство должно принадлежать народу. Государственная машина завертелась!
Уже 5 июня появилось историческое постановление Башнаркомпроса о необходимости «открытия башкирской национальной студии на 12 человек» при… Большом театре СССР. Да, первоначальный замысел был такой. И его полностью поддержали и в театре, и союзные чиновники. Но подвел, как писал Булгаков, квартирный вопрос. Как ни странно, но вся огромная вертикаль власти СССР и РСФСР не смогла найти в Москве помещения для детишек из Уфы. Учебный год был сорван.
Но инициатива руководства БАССР легла на добрую почву. Через год Москва решила вопрос кардинально. Было решено открыть большое балетное отделение для национальных республик. В Ленинграде.
Вместе с тремя союзными республиками в город на Неве пригласили и автономную Башкирию как автора проекта. Вскоре в Уфе по поручению ЛХТ Файзи Гаскаров провел первый отбор будущих артистов балета. Все они должны были соответствовать не только профессиональным требованиям, но и быть башкирами и иметь пролетарское происхождение. Правда, уже в следующем году эти ограничения были сняты.
Сохранился рукописный список Гаскарова этих первых счастливчиков. Некоторые фамилии сегодня, к сожалению, ничего не говорят. Не все дошли до выпускных экзаменов в 1941 году. Магадеев Фуат погиб под Керчью в боях с фашистами, других перемолола судьба. Но фамилии самых талантливых и стойких первопроходцев мы, конечно, прекрасно знаем. Халяф Сафиуллин, Раиса Дербишева, Адгам Нарыков и другие артисты в 1941 году составили костяк балетной труппы открытого в 1938 году Башкирского театра оперы и балета. Особое место в этом славном ряду занимает легендарная Зайтуна Насретдинова, которой в 1955 году третьей (!) в Советском Союзе среди балерин было присвоено звание народной артистки СССР. А тогда эта легендарная балерина, всю жизнь посвятившая служению искусству и нашему театру, была маленькой 11-летней девочкой с косичками, которую оторвали от родителей.
Отца и мать будущим звездам башкирского балета заменил юный Гаскаров, который Башнаркомпросом был назначен руководителем башкирского отделения. Два года он опекал ребят, помогал им в Ленинграде. Одновременно и сам повышал свое мастерство на балетмейстерском отделении Ленинградского техникума, выступал в спектаклях на сцене театра имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). И в конце концов получил в 1938 году диплом этого учебного заведения.
В дальнейшем из стен ЛХТ вышли такие талантливые мастера балетного искусства, как Тамара Худайбердина, Майя Тагирова, Хашим Мустаев, Фаузи Саттаров, Эльза Сулейманова, Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова и другие. До открытия в 1986 году в Уфе хореографического колледжа Ленинград был основным поставщиком артистов для Башкирского театра оперы и балета».
Книга Дмитрия Ефремова рассказывает в основном об учебных буднях первого набора учащихся. Здесь также размещены уникальные фотографии тех лет. На одной из них, сделанной в Уфе в 1940 году, запечатлены трое: народный артист РСФСР и БАССР Г. Х. Карамышев, актер Башкирского театра драмы, Файзи Гаскаров и, в центре, преподаватель ЛХТ Александр Викторович Ширяев.
Легендарная личность! Еще до революции он был премьером в Мариинском театре, потом сам ставил спектакли, создал балетные школы в нескольких европейских странах.
Как вспоминал Ширяев, вначале ему было трудно с «националами», которые плохо знали русский, но потом он со многими подружился. Будущую звезду башкирского и татарского балета Нинель Юлтыеву, родителей которой в годы ее учебы репрессировали, он особенно опекал, даже называл внучкой. Тесные дружеские связи сложились у него и в целом с башкирской группой, лично с молодым Гаскаровым.
О близости этих двух великих людей говорит сам стиль короткого письма молодого Файзи Адгамовича в Ленинград, в котором он запросто обращается к мэтру балетного мира. Гаскаров, окрыленный важной новостью, срочно пишет Ширяеву:
«Дорогой А. Вик. Я благополучно добрался домой. Спасибо Вам за прием. Сообщаю Вам приятную новость. Наша декада официально разрешена Москвой. Будет в феврале 1942 года, так что осталось всего год подготовки. Сейчас я выезжаю в колхозы подбирать кадры, народ, танцоров. Состав балета должен быть100 человек. Привет вашей семье от нашей. Целую, Файзи.»
Сам Ширяев о пребывании в Уфе писал позднее в воспоминаниях не менее восторженно: «В 1941 году состоится первый выпуск национального отделения. Законченными артистами они вернутся в родные места, с которыми за все годы учебы не теряли связи. Концерты, которые мы каждое лето устраивали в Уфе, были самыми разнообразными: мы показывали тарантеллы, русские, шотландские, венгерские и другие танцы. Наши жилища после таких концертов превращались в благоухающие сады: так много цветов приносили нам благодарные зрители. Эти поездки были для меня лучшей наградой за напряженную работу, которую я проводил с детворой в течение долгих ленинградских лет. Кто знает, часто думаю я, глядя на подрастающую молодежь, — быть может, некоторых из них ожидает блестящее будущее на сцене. Это было бы самой большой наградой мне и моим товарищам по совместной работе».
Несмотря на исследовательский характер и опору на документы, книга Дмитрия Ефремова читается легко. Она, несомненно, будет полезна всем интересующимся историей культуры Башкортостана, а также учащимся и студентам профильных учебных заведений. Это уже вторая работа журналиста в области истории балета и хореографии республики. Предыдущую книгу Ефремова «За кулисами танца» о жизни и деятельности Файзи Адгамовича Гаскарова, вышедшую в издательстве «Китап» в 2019 году, высоко оценили специалисты и культурная общественность.