8 сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство юстиции Российской империи, ставшее неотъемлемой и очень важной частью государственной системы России. С самого начала создания на Министерство юстиции было возложено решение крайне ответственных задач по разработке и совершенствованию национального законодательства. По сути, ведомство стало формировать и проводить в жизнь правовую политику Российского государства.
Более двух веков ведомство стоит на страже закона, эффективно обеспечивает соблюдение правопорядка, выполняет важнейшие государственные задачи по защите интересов государства и общества, прав и свобод человека.
Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации продолжает играть важную роль в укреплении институтов российской государственности, обеспечении конституционной законности и единства правового пространства страны.
Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Руслан ЗУБАИРОВ рассказал о самых важных направлениях деятельности ведомства.
— Руслан Маратович, мы встречаемся с вами в преддверии 222-летия со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации.Со времен первого министра юстиции — генерал-прокурора Гавриила Романовича Державина, когда на министерство были возложены функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью судов и прокуратуры, объем выполняемых органами юстиции задач существенно расширился. Какова, на ваш взгляд, роль минюста и его территориальных органов в современной России?
— Действительно, дата значительная, и роль минюста и его территориальных органов в последние десятилетия сильно возросла. Пройдя долгий исторический путь, Министерство юстиции закрепило за собой статус эффективного органа исполнительной власти.Сегодня ведомство выполняет важнейшие функции по обеспечению слаженной работы российской правовой системы, а также по формированию основ правового государства. В частности, осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, адвокатуры и нотариата, регулирует деятельность органов регистрации актов гражданского состояния, координирует работу по вопросам бесплатной юридической помощи, занимается правовым просвещением граждан, оказанием международной правовой помощи и многим другим.
— Какие приоритетные направления деятельности Управления МинюстаРоссии по Республике Башкортостан можете отметить?
— Одним из основных направлений является деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и контроль за их деятельностью.
Главное предназначение некоммерческого сектора — удовлетворение потребностей населения в социально значимых услугах и общественных благах.
В последние годы роль некоммерческого сектора в жизни российского общества существенно возросла, о чем свидетельствует значительный рост гражданского участия в деятельности НКО.
На территории республики действуют 6316 некоммерческих организаций.Ежедневно мы рассматриваем документы о регистрации новых благотворительных фондов, общественных объединений, союзов, учреждений и других форм НКО.
С начала года Управлением удовлетворено почти 1200 заявлений некоммерческих организаций, по этому показателю мы занимаем лидирующие позициив Приволжском федеральном округе.
Отмечу, что все организации отличаются разнообразием выполняемых социально полезных функций.К примеру, на данный момент пристальное внимание уделяется помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, а также военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.Нами уже зарегистрировано более 50 таких организаций.
Активность в предоставлении бесплатной правовой помощи участникам СВО проявили представители Республиканского центра поддержки участников специальной военной операции «Башкортостан», Ассоциации юристов Республики Башкортостан и региональной общественной организации «Центр правовой помощи» Республики Башкортостан.
Отдельно подчеркну, что Управление стремится к предоставлению гражданам возможности зарегистрировать НКО в электронном виде. Сегодня этот показатель составляет 41 %.
С учетом новых вызовов, ставших непосредственной угрозой национальной безопасности, наша основная задача — предупредить создание и использование некоммерческого сектора в деструктивных целях.К сожалению, необходимо констатировать, что потенциал некоммерческого сектора не всегда используется в благих целях.
В этой связи до принятия решения о государственной регистрации той или иной организации специалисты Управления проводят тщательную правовую экспертизу представленных документов, на постоянной основе осуществляется взаимодействие с прокуратурой республики, правоохранительным блоком, территориальными подразделениями Росфинмониторинга и Роскомнадзора.
В рамках реализации контрольных полномочий за деятельностью некоммерческих организаций за шесть месяцев текущего года Управлением проверено 17 некоммерческих организаций, в целях устранения выявленных нарушений вынесено десятьпредупреждений, составлено три административных протокола, предъявленодевять исковых заявлений о ликвидации некоммерческой организации.
К приоритетным направлениям работы относится контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием.С целью выявления иноагентовна системной основе ведется мониторинг в интернете, на телеграм-каналах, имеющих признаки политической деятельности, а также в социальных сетяхи видеохостингах.
В настоящее время в реестре иностранных агентов содержатся сведения о восьми лицах, зарегистрированных на территории республики.
В первом полугодии 2024 года за непредставление отчетности о своей деятельности и трате зарубежных средств по протоколам Управления к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, привлечены четыреиноагента.
Работа по противодействию иностранному вмешательству во внутригосударственные дела находится на постоянном контроле Управления.
Постоянное внимание в работе уделяем решению задач, связанных с упрощением отчетности, поскольку отчетность некоммерческих организаций даже сложнее, чем у бизнеса. Часто в некоммерческих организациях нет штатных юристов и бухгалтеров. Много информации дублируется в разные ведомства и в разные сроки.
В настоящее время Министерство юстиции России совместно с другими ведомствами разработало новую платформу, ее плюс в том, что единожды заполнив данные, например, название и ИНН, некоммерческая организация сможет впоследствии не вводить их заново, они будут заполняться автоматически. В том числе будет внедрена единая форма отчетности, которая будет сдаваться только в минюст.
— Что можете рассказать о деятельности Управления в сфере обеспечения единства правового пространства?
— Важная составляющая нашей работы — участие в нормотворческой деятельности, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов и включение их в федеральный регистр, регистрация уставов муниципальных образований.
На сегодняшний день в федеральном регистре Республики Башкортостан содержится более 18400 действующих нормативных правовых актов, и база данных постоянно пополняется.
За первое полугодие 2024 года Управлением в федеральный регистр включено 826 актов, проведена правовая экспертиза 931 нормативного правового акта.Противоречия федеральному законодательству выявлены в 75 региональных актах.
— Вы сказали, что на территории республики действует более 18000 нормативных правовых актов. Где граждане могут ознакомиться с данными документами?
— Распоряжением Минюста России от 6 декабря 2017 года № 1553-р в эксплуатацию введен портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», на котором обеспечен свободный, бесплатный, круглосуточный доступ заинтересованных лиц к нормативным правовым актам, поддерживаемым в актуальном и систематизированном виде.
На портале размещены нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Поиск вышеназванных актов граждане и организации могут самостоятельно осуществлять по адресу http://pravo-minjust.ru.
— Одно из направлений работы, которые вы упоминали, — регистрация уставов муниципальных образований и решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Как проводится работа в этом направлении?
— Государственная регистрация уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав осуществляется на основании Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
В связи с тем, что в Республике Башкортостан 895 муниципальных образований, оптимальным для осуществления государственной регистрации в установленные законом сроки является разработка модельных проектов уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав.
Управление тесно взаимодействует с администрацией главы Республики Башкортостан, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», с прокуратурой Республики Башкортостан при разработке модельных проектов уставов, муниципальных правовых актов, что способствует своевременному выявлению несоответствий федеральному и республиканскому законодательству и коррупциогенных факторов еще на проектной стадии, что значительно облегчает в дальнейшем процедуру государственной регистрации.
Процедура государственной регистрации указанных актов носит объемный характер и включает в себя первичную проверку при приеме документов, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз, присвоение индивидуального регистрационного номера, занесение информации о государственной регистрации в книгу по ведению государственного реестра уставов муниципальных образований, которая должна заполняться вручную, внесение зарегистрированных муниципальных нормативных правовых актов в электронную базу данных.
Доступ ко всем прошедшим регистрацию уставам осуществляется через портал минюста во вкладке «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».
С 2021 года главам муниципальных образований предоставлена возможность направлять уставы на государственную регистрацию в электронном виде.
— Что можете сказать по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов? Как осуществляется взаимодействие Управления с независимыми экспертами по проведению экспертизы?
— Институт независимой антикоррупционной экспертизы является относительно новым для российского законодательства. В первую очередь он призван усилить общественный контроль и реализовать принцип публичности власти. Вопросы повышения качества независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов находятся в центре внимания Минюста России.
Взаимодействие Управления с независимыми экспертами по проведению антикоррупционной экспертизы ведется достаточно активно. Управлением практикуются различные формы взаимодействия, в том числе проведение семинаров, круглых столов и встреч, им оказывается необходимая методическая помощь.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции в республикеначиная с 2019 года Управлением главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции ежегодно проводится конкурс среди независимых экспертов. Победителям вручаются дипломы и денежные призы.
— Каким образом осуществляется международная правовая помощь и бесплатная юридическая помощь жителям республики?
— Оказание международной правовой помощи и бесплатной юридической помощи также является одним из важнейших направлений нашей работы.
Управление активно содействует жителям республики в реализации их прав и законных интересов, в том числе оказывает государственную услугу по истребованию личных документов с территории иностранных государств, по проставлению апостиля на официальных российских документах, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, координирует работу по оказанию бесплатной юридической помощи.
Благодарясоглашению между Управлением Минюста России по Республике Башкортостан и республиканским многофункциональным центром в настоящее время обеспечена возможность обращения граждан по вопросампроставления апостилячерез офисы МФЦ республики, которые расположены во всех административных районах, в том числе в отдаленных и труднодоступных. Возможность обращения за услугой в филиалы многофункционального центра предоставляет заявителям дополнительные преимущества: доступность услуги, отсутствие очередей, удобный график работы, оперативная помощь консультантов. Так, за шесть месяцев 2024 года через МФЦ поступило 452 документа для апостилирования.
Также население республики обращается к нам по вопросам необходимости истребования с территории иностранного государства документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности, размер заработной платы, наличия либо отсутствия гражданства иностранного государства и иных подобных сведений.
Наиболее часто возникающий вопрос у граждан связан с необходимостью подтверждения осуществления трудовой деятельности на территории стран бывшего СССР. Необходимость подтверждения трудового стажа возникает при выходе гражданина на заслуженный отдых. Тем не менее для лиц, чья трудовая деятельность началась до распада СССР, срок трудового стажа остается важным показателем. В первом полугодии2024 года в Управление поступило более ста заявлений об истребовании личных документов с территории иностранного государства.
На сегодняшний день актуальным направлением является обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи. Вопросы развития системы бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан находятся на особом контроле Управления.
С начала 2024 года бесплатная юридическая помощь была оказана более чем 190 тыс. гражданам, в том числе участникам специальной военной операции и членам их семей, что в несколько раз превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Основными участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан являются адвокаты, нотариусы и государственное юридическое бюро, которыми оказана бесплатная юридическая помощь более чем в 7 тыс. случаях.Перечень участвующих адвокатов размещен на сайте Управления.
В целях повышения доступности бесплатной юридической помощи МинюстомРоссиигосюрбюрореспублики был передан специальный автомобиль, благодаря этому специалисты госюрбюро еженедельно осуществляют выезды в населенные пункты республики, в ходекоторых квалифицированную помощь получили уже более 300 граждан.
Также бесплатную юридическую помощь оказывают федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти Республики Башкортостан и подведомственные им учреждения, иные органы в рамках предоставленных им полномочий.
— Расскажите о приоритетах в работе Управления на ближайшие годы.
— К их числу, прежде всего, относится правовое просвещение граждан, совершенствование работы в сфере регионального нормотворчества и ведения федерального регистра, формирование эффективной системы судебной экспертизы и взаимодействие с некоммерческим сектором, в частности унификация отчетности некоммерческих организаций, дальнейшие развитие системы бесплатной юридической помощи.
— Какие пожелания будут сотрудникам органов юстиции ко Дню образования Министерства юстиции Российской Федерации?
— Сотрудники Минюста России и его территориальных органов продолжают приумножать лучшие исторические и профессиональные традиции российской юстиции, добросовестно служат закону и обществу,достойно выполняют важнейшие задачи по защите интересов государства, прав и свобод человека.
Желаю всем коллегам крепкого здоровья, профессиональных успехов и плодотворной работы на благо Отечества.
Фото: Раиф БАДЫКОВ