Все новости
Cоциум
7 Октября 2023, 11:15

Непобеждённый генерал

К 75-летию со дня рождения Героя Российской Федерации, командующего внутренними войсками МВД России Анатолия Романова

с сайта romanovfond.org
Фото:с сайта romanovfond.org

Судьбу уроженца Башкирии Героя России генерал-полковника Анатолия Александровича Романова страшная трагедия разделила пополам.

Одна часть его жизни — яркая, сильная.

Он, крестьянский сын, стал командующим внутренними войсками МВД России. Он муж и отец, который нашел в своей дружной семье простое человеческое счастье.

Опознали по ремню с пряжкой

А вот другая, длящаяся уже долгих двадцать восемь лет, наполнена болью, но, несмотря ни на что — волей к жизни. Его дом теперь — это палата Главного военного клинического госпиталя войск национальной гвардии РФ в подмосковной Балашихе. Непобежденный генерал еще не вернулся с войны, которая накрыла его огненным шаром жуткого взрыва. Это случилось 6 октября 1995 года, когда уазик генерала и несколько бэтээров прикрытия, не снижая скорости, влетели в тоннель под мостом возле площади Минутка в Грозном. Через несколько секунд тоннель уже заволокло дымом.

То, что все произошло в зам­кнутом пространстве, только усугубило последствия: взрывная волна, многократно отраженная от бетонных стен, буквально разнесла уазик на куски. «В принципе, он был убит, и если бы не врачи…» — скажет потом о Романове начальник военного госпиталя имени Бурденко генерал-майор медицинской службы Вячеслав Клюжев. Среди исковерканных человеческих тел Романова удалось найти не сразу. Его опознали только по ремню с генеральской пряжкой.

Через 1 час 50 минут после ранения он был доставлен во Владикавказский госпиталь, где медики сумели остановить кровотечение.

Диагноз, по сути, надежды не оставлял: взрывная травма, ушиб головного мозга тяжелой степени; ушиб, отек ствола головного мозга, кровоизлияние, перелом основания черепа; тяжелая травма груди с ушибом сердца и легких; закрытая травма живота с разрывом правой доли печени. С 7 октября по 21 декабря 1995 года генерал находился в реанимации.

…Анатолий Александрович Романов родился 27 сентября 1948 года в деревне Михайловка Белебеевского района Башкирской АССР в большой крестьянской семье. Его отец Александр Матвеевич, уважительно именуемый односельчанами «дядей Саней», вернулся с войны без правой ноги, на деревянном протезе, с которым и прожил до конца своих дней, ворочая мешки с зерном или шагая по полям, что возделывал возглавляемый им колхоз имени Сталина.

Кто-то называл его суровым, но заслуженный пехотный сержант и орденоносец Александр Романов просто был ответственным и честным человеком, которому можно было доверить любое народное добро — колхоз либо колхозную ферму, которой он руководил позднее. Он охотно брался за черную работу, а каждому из своих шестерых детей передал в наследство короткое, но содержательное правило: «Никогда не берись за дело, если не уверен в собственных силах».

«Ты должен успеть»

Средняя школа № 1 Белебея, где учился будущий генерал, — школа с традициями, уникальным музеем, в котором запечатлена судьба ее выпускников и учителей, погибших в годы Великой Отечественной войны, репрессий, в многочисленных военных конфликтах и при исполнении служебного долга. Два воспитанника школы стали Героями Советского Союза, а еще один — Героем Социалистического Труда.

Продолживший их славную эстафету генерал-полковник Анатолий Романов в музее родной школы занимает равное с другими героями место.

После окончания школы он до призыва в армию год работал фрезеровщиком на Белебеевском заводе деревообрабатывающих станков, оставив там о себе добрую память.

Осенью 1967 года был призван на действительную военную службу во внутренние войска МВД СССР. И волею судьбы в спецвойска, как ранее официально именовались части и соединения войск национальной гвардии, в зону ответственности которых, как и ныне, входили объекты особого значения — атомные электростанции и ядерные полигоны, космодромы, секретные научно-исследовательские центры, оборонные, атомные и химические предприятия стратегического характера, хранилища ценностей и государственного резерва.

На приемные экзамены в Саратовское училище имени Ф. Э. Дзержинского МВД СССР Анатолий Романов прибыл в звании старшего сержанта, а спустя некоторое время был назначен старшиной своего 2-го курсантского батальона.

В 1972 году он блестяще окончил училище, его фамилия выбита золотыми буквами на мраморной Доске почета в числе других медалистов. После выпуска был оставлен в родном училище на должности курсового офицера.

Обладая отличными физическими данными, он на практике воплощал основной принцип обу­чения будущих командиров — «Делай, как я».

Переведясь на службу в воинскую часть, располагавшуюся в уральском городе Златоуст-36, Романов совершил очень важный шаг в своей жизни. И не только потому, что в стенах училища не стал бы генералом. Здесь важно другое: теперь он видел результат своих трудов и мог использовать накопленные опыт и знания. Основной задачей полка, начальником штаба которого Анатолий Романов был назначен в октябре 1984 года, являлась охрана и оборона сверхсекретного предприятия стратегического значения. И Романов, как всегда, блестяще справился с порученным делом.

Важно и то, что люди сразу чувствовали, что к нему можно подойти со своими проблемами, поговорить откровенно, искренне. Однажды солдату, служившему в полку Романова, пришла горестная телеграмма: умерла мама. Рядовой ко времени похорон не успевал. Узнав об этом, Романов пригласил его к себе, вынул из кармана собственные деньги и сказал коротко, словно отдал приказ: «Срочно покупай билет на самолет. Ты должен успеть».

Зам по бою

В 1985 году в жизни Анатолия Романова произошло два значимых события: ему было присвоено звание подполковника, и его назначили командиром полка.

А уже в мае 1988 года подполковник Романов получил повышение по службе и был назначен начальником штаба и заместителем командира 95-й дивизии внутренних войск. Это было то самое соединение, в котором прежде прошла его срочная военная служба. Здесь он стал солдатом.

Для Романова принципиально менялся масштаб служебно-боевой работы: неофициально именовавшаяся Московской, эта дивизия включала в свой состав воинские части, которые дислоцировались на территории сразу нескольких российских регионов и даже на архипелаге Новая Земля. В перечне охраняемых объектов значились и первая в СССР атомная электростанция в Обнинске, и многие уникальные научно-исследовательские и испытательные центры, напрямую связанные с ядерной физикой, космосом и оборонной промышленностью.

В 1989 году по рекомендации комдива генерал-майора А. Г. Буряка и начальника управления спецчастей внутренних войск МВД СССР генерал-майора А. С. Сокка подполковник Анатолий Романов был направлен на учебу в Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К. Е. Ворошилова.

В 1990 году ему было присвоено звание полковника. К началу лета 1991 года он окончил Академию Генштаба и убыл к новому месту службы, в Свердловск, где принял командование 96-й дивизией внутренних войск МВД СССР.

Первым делом Романов велел снять в штабе со стен все таблички, регламентирующие время приема посетителей по личным вопросам. Этим он дал понять, что готов вникать в людские проблемы в любое время и требует того же от всех офицеров дивизии, невзирая на звания и должности.

Урал был далеко от Москвы, но потрясения, связанные с августовским путчем 1991 года, введением в стране чрезвычайного положения, потребовали от военачальников всех уровней огромной выдержки и ответственности.

В 1992 году Анатолий Александрович стал генерал-майором и был назначен на должность начальника специальных частей внутренних войск МВД. Такое назначение свидетельствовало прежде всего о том, что в своей воинской профессии он достиг наивысшей квалификации.

В начале 1993 года Романов стал заместителем командующего внутренними войсками МВД России по боевой подготовке. Вскоре им предстояло пройти через многие испытания. Одним из них окажутся лихие дни октября 1993 года в Москве.

Внутренние войска МВД в той ситуации действовали решительно, а вооруженный отпор экстремистам, пытавшимся с боем захватить телецентр «Останкино», по сути, предопределил бесславный финал всей политической акции по растаскиванию государственной власти.

Генерал исполнял свой долг в тревожной Москве 1993 года уверенно и достойно. Радиоперехват его докладов командованию ВВ, позднее опубликованный в российских СМИ, даже в самые драматические моменты фиксирует только спокойный, ровный голос Романова.

Волнения в Нальчике (1992 г.) и вооруженный конфликт между Северной Осетией и Ингушетией (1992 — 1993 гг.) не были бы столь ожесточенными, если бы не подогревались извне. Чечня являлась очагом нестабильности на Северном Кавказе и представляла серьезную угрозу Российской Федерации как целостному и независимому государству. Террор экстремистов стал невыносим. Из Чечни тысячами тянулись беженцы, стараясь найти убежище от разгулявшихся в регионе неуправляемых банд.

Руководство внутренних войск МВД ясно понимало, каких усилий может потребовать от них наведение порядка в этой республике.

Осенью 1994 года командующим группировкой внутренних войск был назначен генерал-майор Анатолий Романов — заместитель командующего внутренними войсками МВД РФ по боевой подготовке. На военном языке таких людей именуют замами по бою, что в обстановке готовящихся боевых действий было воспринято как решение мудрое и своевременное.

Умён, надёжен, совестлив

Анатолий Романов руководил вводом внутренних войск на территорию Чеченской Республики 11 декабря 1994 года.

У него был псевдоним — «генерал Антонов». Именно под таким именем он фигурировал в сводках. Делалось это лишь для того, чтобы обезопасить генерала и его семью.

Его коллеги вспоминают, что даже в самой сложной ситуации он никогда не терялся. Сохранял спокойствие, уверенно отдавал команды и распоряжения. Причем во всем этом не было ни капли бравады. Все его приказы основывались на тщательном и глубоком анализе оперативной обстановки, учете самых мельчайших факторов.

Генерал армии Анатолий Куликов вспоминает: «В июле 1995 года я был назначен на должность министра внутренних дел. Из тех генералов, которые могли бы после меня претендовать на должность командующего внутренними войсками, сам я выделял Анатолия Романова: он умен, совестлив, очень надежен как человек и профессионал. Именно его фамилию я назвал президенту России, подчеркнув, что Романов из тех военных, на которых можно опереться в самую трудную минуту. У Ельцина его кандидатура никаких вопросов не вызвала.

После подписания указа о назначении Анатолий Александрович уехал в Ханкалу, возглавив Объединенную группировку федеральных войск на территории Чеченской Республики.

Там он активно включился в процесс урегулирования: практически весь блок военных вопросов не только детально был отработан при его непосредственном участии, но впоследствии именно им и реализовывался. К каждому пункту документов он относился внимательно, скрупулезно. Умел убеждать людей и очень корректно общался с партнерами по переговорам.

В этой обстановке надо было двигаться к миру, давая возможность гражданской администрации укрепить свои позиции. Нужно было находить общий язык с боевиками, склоняя их к прекращению бессмысленного кровопролития. Знаменитые кадры, когда Романов обнимается с Масхадовым, надо воспринимать только в контексте той ситуации. Романов, правда, позвонил мне в некотором сомнении: «Правильно ли я сделал?», на что я искренне ему ответил: «Не переживай! Ты — командующий, и тебе поручено вести переговоры. Делай так, как считаешь нужным».

23 августа 1995 года в Грозном после встречи с чеченской стороной он вышел к журналистам и сообщил, что до 30 августа должен осуществиться процесс разоружения в Ачхой-Мартановском и Сунженском районах. К этому же сроку предполагалось осуществить вывоз вооруженных отрядов из горных районов. По информации Романова, оружие готовились сдавать в Ножай-Юрте, и уже была договоренность о прекращении боевых действий еще в четырех районах республики. Правда, чуть помедлив, Романов все же добавил: «Если, конечно, Дудаев не сорвет этот процесс».

За успешное руководство войсками в условиях вооруженного конфликта Анатолий Александрович Романов был награжден орденом «За военные заслуги». Эта награда, учрежденная в марте 1994 года, символизирует признательность России своим военнослужащим за добросовестный ратный труд, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга. Следует отметить, что на обороте врученного Романову ордена и в орденской книжке был обозначен порядковый номер награды — № 1.

Но можно увидеть в этом еще один смысл — признание роли Романова в качестве миротворца. Да, вместе с ним работали блестящие специалисты-переговорщики с более обширным, чем у него, опытом работы в многочисленных конфликтах — Аркадий Вольский, Вячеслав Михайлов, Валентин Зорин, Анатолий Куликов и другие. Однако в памяти людей останется все же только он, Анатолий Романов — высокий, подтянутый генерал в камуфляжной куртке с закатанными рукавами…

Автор:Валерий БАРАНОВ, генерал-полковник, дважды командовавший ОГВ(с) на Северном Кавказе
Читайте нас: