Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собрал в Уфе более 250 участников практически из всех регионов страны. Организованный министерством просвещения России в рамках Года педагога и наставника, форум позволил обсудить самые важные проблемы этой сферы. Особый акцент был сделан на подготовке детей к самостоятельной жизни и постинтернатном сопровождении выпускников.
— Цель съезда — поделиться наработками в области профилактики социального сиротства. Такой опыт накоплен прежде всего в Башкортостане, где за эти годы сделано многое. Есть министерство семьи, и оно аккумулировало все задачи, которые нужно решать. Важно, чтобы сегодня все механизмы, все службы работали на профилактику. И самое главное — это пропаганда института семьи, ответственного родительства, — отметила председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Раньше социальные приюты были совершенно не ориентированы на то, чтобы сохранить семью, вернуть в нее ребенка. Сегодня философия этих учреждений в корне поменялась. Все усилия государства и общества должны быть направлены на то, чтобы сберечь семью, — многодетную, счастливую, подчеркнула сенатор.
Почему съезд решили провести именно в Уфе? На этот вопрос ответила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства просвещения России Лариса Фальковская:
— У Республики Башкортостан высочайший потенциал заботы о людях разных категорий, которые нуждаются в особом внимании государства. Собравшихся на съезд представителей разных регионов объединяет задача обеспечить каждому ребенку, который попал в трудную жизненную ситуацию, возможность жить в родной семье. Если это невозможно в силу объективных обстоятельств, то нужно максимально содействовать семейному жизнеустройству. И даже жизнь в учреждениях для детей-сирот должна быть организована по семейному типу.
Отдельно Лариса Фальковская отметила роль наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников.
— Дело не заканчивается выпуском из организации для детей-сирот. Обязательно должны продолжаться связь, общение. Нужно понимать, насколько выпускник устроился в жизни — продолжает образование, трудоустроился, стал достойным гражданином страны, — подчеркнула она.
О том, каких успехов добилась республика в работе с детьми-сиротами и чем готова поделиться с другими регионами, рассказала министр семьи, труда и соцзащиты населения Ленара Иванова.
— В нашей республике 10,8 тысячи детей-сирот, из которых 10,1 тысячи человек, или 95 процентов, находятся в семьях — приемных или опекунских. Наша задача — свести количество детей-сирот, которые проживают в организациях, к нулю. Детей, живущих в «казенных домах», в принципе быть не должно, — пояснила руководитель ведомства.
Система профилактики, благодаря которой ребенок не попадает в приют, выстраивается в республике с 2018 года.
— Работа по профилактике семейного неблагополучия проводится ежедневно, ежечасно. За эти годы через наши руки прошло 35 тысяч семей, которым не дали скатиться в пропасть. У них не изымали детей, не лишали родительских прав. А все потому, что мы организовали для них социальное сопровождение. Специалисты по работе с семьей есть в каждом межрайонном центре «Семья», эти службы работают по всей республике. Они находятся на связи с другими структурами — министерствами образования, здравоохранения, ЖКХ, МВД. Здесь сильные психологи и юристы. А работа выстроена таким образом, чтобы максимально снизить количество детей, попадающих в социально опасное положение, — отметила Ленара Иванова.
И в этом плане можно говорить об успехе: если в 2021 году из семей было изъято 44 ребенка, то в 2022-м — всего семь. Даже если ребенок попадает в приют, есть вероятность, что он вернется в кровную семью. В республике домой возвращается 87 процентов детей. Если же такой вариант не проходит, ребенку подыскивают приемную. И только минимальное количество детей попадают в интернаты, которые сейчас называют не детскими домами, а центрами содействия семейному воспитанию, подчеркнула министр семьи.
Ценно и то, что за работу с детьми-сиротами отвечает сейчас одно ведомство.
— Наша республика — один из регионов, где перешли к единой модели работы с детьми-сиротами. Если раньше детские дома и опека относились к министерству образования, социальные приюты — к министерству семьи, а дом ребенка — к министерству здравоохранения, то теперь все находится в одних руках, — пояснила Ленара Иванова.
В качестве одной из важных задач руководитель ведомства обозначила такую: найти людей, которые станут наставниками для детей-сирот и помогут им с мотивацией для обучения, а в дальнейшем — с трудоустройством и созданием семьи.
— Наша задача — сделать из ребенка человека, гражданина, чтобы он приносил пользу обществу, — подытожила Ленара Иванова.
В рамках форума состоялась экспертная сессия «Самостоятельность: как она формируется и от чего зависит», семинар по разработке стандарта послеинтернатного сопровождения выпускников, панельная дискуссия о концепции единой модели организаций для детей-сирот и другие мероприятия. Участники также смогли изучить опыт региона на практике, побывав в республиканском центре «Семья», Доме ребенка, республиканском центре семейного устройства и других учреждениях.
Тема наставничества стала определяющей во второй день форума. Башкирия, в частности, представила свой богатый опыт и успешные практики в этой области, пары «наставник — воспитанник». Участники также побывали на интерактивном семинаре по работе педагогов в урегулировании конфликтов, обсудили роль общественных организаций в работе с детьми.
Ну а изюминкой форума стало награждение лучших представителей этой сферы. Благодарственные письма министерства просвещения России получили и два специалиста из республики — воспитатели центров содействия семейному воспитанию «Росток» и «Солнечный» Флюс Ахметшин и Ольга Малыгина.
Прямая речь
Лира ИГТИСАМОВА, вице-премьер — министр финансов РБ:
— Сегодня в организациях для детей-сирот находится 475 детей, из них 442 ребенка, или 93 процента, имеют соответствующий статус. Мальчиков больше, чем девочек, — такая тенденция характерна для всей системы страны. Ну и, конечно, детей старше десяти лет больше, чем малышей: 330 против 145.
При переводе детских домов в соцзащиту первое, с чего мы начали, — это изменили их название, сейчас это центры содействия семейному воспитанию. Изменив название, начали менять и подходы в работе: ушли от проведения массовых мероприятий, выступлений перед каждым спонсором, принесшим конфеты и подарки, начали выстраивать работу с родителями и родственниками ребенка, работу с замещающими семьями, в которые передается ребенок из организации для детей-сирот.
В каждом центре сформирована служба семьи, введена ставка специалиста, ответственного за эту работу. Чтобы способствовать возврату детей в кровные семьи, утвержден порядок работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в них. За первый квартал нынешнего года уже возвращены кровным родителям 17 детей. Также в детских учреждениях мы начали создавать комнаты, где может временно проживать родитель, восстановившийся в родительских правах.
Это позволяет под руководством специалистов выстроить детско-родительские отношения и минимизировать вторичное сиротство.
За 2022 год в семьи устроены 129 детей. Из них под опеку переданы 45 детей, в приемную семью — 70, возвращены кровным родителям 14 детей.